Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002

 

 

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.Б. Жукова

 

В век научно-технического прогресса непомерно возросло влияние человека на окружающую природную среду. Последствия, которые следуют за непродуманными, скоропалительными технологическими решениями, ставят перед человечеством вопрос том, какой останется природа последующим поколениям. В связи с этим все актуальнее становится экологическое образование.

В неспециальном виде «экологическое образование» осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и Востока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии: Конфуция, Лао-Цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствовало зарождению и развитию экологической науки. Еще Песталлоци, Монтень и Руссо утверждали, что цель воспитания – развитие симпатии к другим людям и любови к природе. В России большой вклад в развитие природоохранительного просвещения внесли Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, Г.А. Кожевников, В.П. Комаров, Г.Ф. Морозов, Н.М. Кулагин и др.

В ХХI веке необходимость всеобщего образования в области охраны окружающей среды связана с тем, что преодоление экологического кризиса только техническими средствами оказалось проблематичным. Невозможно поддерживать состояние равновесия, если общество не преобразовывает самое себя, свою нравственность, менталитет, а опирается только на технические знания и решения. Человечество ожидает длительный и трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его деятельности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы.

С нашей точки зрения, причину неэффективности экологического образования можно искать в самой формулировке его задач. В начале 70-х гг. усиление внимания к проблеме охраны природы привело к активной пропаганде экологических знаний. Появился термин «природоохранительное просвещение». В это время экологическое образование рассматривалось именно как просвещение. К концу 70-х гг. в науке широкое распространение получает понятие «комплексная, социальная, глобальная экология», как наиболее адекватно отражающее сущность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой. В связи с этим вместо «природоохранительного образования» стали говорить об «экологическом образовании». Последний термин устоялся и стал общеупотребительным [1, с.271]. Во второй половине 80-х гг. под задачами экологического образования стали пониматься формирование экологической культуры и забота о защите природной среды. А в начале 90-х гг. на первый план стало выдвигаться формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления.

Экологическое образование – это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гуманитарных и экологических ценностей.

Принципиальное значение, с нашей точки зрения, имеет методическая организация экологического образования. Следует отметить, что здесь существуют две основные тенденции: 1) разработка отдельного предмета «экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях; 2) «экологизация» всех учебных предметов, то есть междисциплинарное обсуждение экологических проблем[1, с.262].

На наш взгляд, наиболее перспективен именно второй подход. Он подразумевает формирование у будущего специалиста экологического профессионализма, который связан с характером будущей деятельности студента, его способностью принимать наиболее рациональные, конструктивные, технологические, хозяйственные или административные решения с учетом экологических факторов.

Студенчество, как наиболее образованная часть молодежи, должно иметь в университете возможность познать необходимость оптимизации взаимодействия общества и природы, следовательно, быть научно подготовлено к действиям в этой области. Вуз должен формировать у студентов отношение к природе не только на уровне знаний и чувств, но и на уровне действий. Необходимо не только давать знание законов и закономерностей взаимодействия общества и природы, но и определить круг требующих решения теоретических и практических задач.

БГУ – ключевое звено в системе подготовки экологически грамотных специалистов для сферы производства и управления. На уровне университета введены в обязательный перечень дисциплин природоохранные курсы, созданы научно-методические советы по отраслям наук, прилагаются усилия для решения вопросов координации учебных заведений, направленных на подготовку и переподготовку кадров для различных отраслей народного хозяйства.

В университете создаются и кафедры природоохранного профиля. Например, на географическом факультете БГУ – кафедра географической экологии, которая готовит специалистов в этой области. В сентябре 2001 г. на кафедре прошла конференция «Теоретические и прикладные проблемы геоэкологии». Вводятся также и курсы с экологическим уклоном. Например, на кафедре физической географии материков и океанов и методики преподавания географии географического факультета БГУ читаются курсы и спецкурсы: «Биогеография с основами экологии», «Экология горных систем», «Экологические проблемы Беларуси» и др.

Следует отметить, что экология – наука междисциплинарная. Поэтому в университете экологическое образование должно осуществляться не только с помощью введения общих и специальных курсов по охране природы и экологии, но и привнесением экологических знаний в содержание общественных, общеобразовательных, технических и специальных дисциплин; привлечением студентов к научно-исследовательской работе по экологической тематике; развитием активной общественной деятельности самих студентов по охране природы (агитационно-пропагандистская работа, работа студенческих дружин по охране природы и т.п.).

Циклы общих и специальных дисциплин, преподаваемых на различных факультетах университета, располагают большими возможностями для непрерывного процесса экологизации и для реализации междисциплинарного подхода к нему. Междисциплинарный подход может осуществляться при разработке и согласовании рабочих программ экологических курсов с рабочими программами общих и специальных дисциплин, а преподавание специальных предметов строиться на базе системообразующих экологических идей и понятий.

Содержание экологического образования должно быть подготовлено к переходу на единый план (программу) учебно-воспитательной и научной деятельности (или к сближению этих планов).

Следует отметить, что процесс экологизации вузовских учебных дисциплин может затрагивать как учебную, так и внеучебную деятельность студентов, строиться на принципах целостности, единства и преемственности  всех звеньев и этапов вузовского обучения. Информация по проблемам окружающей среды должна вводиться в основные учебные курсы с учетом специфики каждого предмета. Это возможно реализовать в курсе лекций, на семинарских, лабораторных занятиях, по окончании изложения темы (раздела), в конце изучения всего теоретического курса. При этом экологическому содержанию должно быть четко определено место в каждом разделе. Следует также осуществлять взаимосвязь экологических, природоохранных и воспитательных аспектов изучаемого материала, тщательно продумывать методику изложения материала.

Осуществление связи теории с практикой охраны природы в процессе комплексного использования природных ресурсов может происходить во время учебной и производственной практик, выполнения студентами курсовых и дипломных работ по экологической тематике. Студенты младших курсов биологического и географического факультетов БГУ, проходящие учебную практику, получают возможность изучения антропогенного воздействия на окружающую среду, приобретают первые навыки научно-обоснованного природопользования. Выполнение программы производственной практики старшекурсниками требует от студентов применения на практике экологических знаний, совершенствует их экологические навыки и показывает, насколько эффективной оказалась для каждого студента экологическая подготовка, выработалось ли у него самостоятельное экологическое мышление.

Одним из важнейших этапов экологической подготовки будущих специалистов является их участие в научно-исследовательской работе по природоохранной тематике. Многие студенты университета выполняют дипломные и курсовые работы по экологической тематике. Например, на кафедре физической географии материков и океанов и методики преподавания географии в прошедшем учебном году студентами выполнены следующие дипломные работы по изучению отдельного региона или города: «Экологические проблемы использования природных ресурсов Дрогичинского района», «Экологические проблемы г. Гродно и их возможные решения»; по изучению глобальных проблем современности – «Использование природных ресурсов и их охрана»; по педагогическим вопросам – «Экологическое образование и воспитание учащихся при изучении географии» и многие другие.

Темы курсовых работ студентов профильных и непрофильных специальностей  могут быть очень разнообразны и охватывать широкий спектр экологической проблематики, например: «Экологическая проблема и качество среды», «Экология в системе наук о биосфере и основные этапы ее развития», «Экологический аспект стратегии устойчивого развития Республики Беларусь» и др.

Таким образом, процесс экологизации образования – это процесс проникновения в его содержание представлений экологии. Однако имеет место и обратная связь: экология сама опирается на достижения целого ряда наук, включая их элементы в свое содержание. При формировании содержания образования важно иметь в виду обе тенденции. Это поможет реализовать межпредметные связи учебных дисциплин высшей школы.

Экологизация учебного процесса вызывает необходимость уточнения профессиональных задач будущих специалистов, осознания последствий, к которым может привести их будущая профессиональная деятельность. Для решения экологических проблем на современном этапе необходима не столько подготовка специалистов новых профилей, сколько перестройка идеологии подготовки специалистов всех профессий высшей школы, воспитание у них экологического мышления и действия.

Для того, чтобы будущий специалист мог овладеть социально-экологическим опытом, этот опыт должен быть перенесен в систему «студент-природная среда». В рамках учебного процесса в чистом виде это сделать невозможно, поэтому предстоит трансформация отобранного с учетом потребностей общества экологического опыта в содержание деятельности студента.

Для продвижения в направлении экологизации университетского образования, нужно, с нашей точки зрения, учитывать несколько моментов:

1) Специфика экологического образования заключается, в том, что оно должно быть основано на принципе «опережающего отражения». Это означает, что в любой деятельности по преобразованию природы человек должен постоянно оценивать предполагаемые последствия – как ближайшие, так и отдаленного будущего. Это понимание является основой формирования у студента экологического идеала – гармонии природы и общества.

2) Недостаточно передать студентам знания, навыки. Важно, чтобы каждый студент принимал участие в практических мероприятиях, понял и ощутил суть изменений в преобразовании природы. Прошло время лекционного познавания окружающей среды, необходимо комплексное осмысление каждым больших и малых начинаний в экологии.

3) Экологическое образование будет безжизненным без учета эмоциональной окраски природоведческой информации. Важно, чтобы студенты понимали экологию не только рационально, при помощи наглядных пособий, слайдов, выставок и др., но и сопереживали увиденному во время выездов на места, где видны следы варварского отношения к природе, или на места где видны результаты природоохранных мероприятий, не оставались равнодушными зрителями.

4) Экологическое образование становится схематичным, недоходчивым без воспитания эстетического отношения к природе. В процессе обучения в вузе любой учебный материал, связанный с окружающей природой, должен быть пронизан эстетической окраской, что повышает образное восприятие природы, порождает гуманные чувства к ней.

5) В настоящее время экологическое образование и воспитание – это не только усвоение личностью комплекса экологических знаний. Надо добиваться того, чтобы идеи превращались в убеждения, чтобы экологические знания и экологическая культура стали неразрывны с активной жизненной позицией молодого человека.

Экологическая культура молодого человека предполагает наличие у него определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природной среде. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности молодой личности. Формирование и развитие экологической культуры – сложный процесс. Он обеспечивается согласованным влиянием политики, права, науки, производства, искусства и образования. Овладение экологической культурой ведет к изменению индивидуальных потребностей студента, ибо «экологично думая», человек и поступать будет экологично.

 

Литература.

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 480 с.


Назад


Hosted by uCoz