Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002

 

 

Опыт создания учебно-методического комплекса по исторической информатике

 

Е.Н. Балыкина, Е.Э. Попова, О.Л. Липницкая

 

Введение. Совершенствование подготовки специалистов выдвигает на первый план вопросы организации самостоятельной работы студентов, главная цель которой – расширить и углубить знания, умения и навыки, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности обучаемых. Кроме этого, самостоятельная работа несет в себе и воспитательную функцию, заключающуюся в формировании самостоятельности не только как совокупности умений и навыков, но и как черты характера, фактора личности. Ведь именно личности «сами принимают решения, сами добиваются их исполнения, сами несут ответственность…» [20]. Основу для совершенствования самостоятельной работы, на наш взгляд, составляют учебно-методические комплексы (УМК). Об актуальности УМК говорят и работы многих авторов [26; 41; 42] и 332 статьи [2], ссылки на которые были найдены в сети Интернет, и в каждой статье дается своя трактовка УМК.

Авторы данной статьи хотели бы поделиться своим представлением об УМК, опытом его создания на историческом факультете Белгосуниверситета на примере курса исторической информатики.

Учебно-методический комплекс по исторической информатике.

Первый этап работы – определение того, что вкладывается в понятие УМК, каковы его составляющие. Второй – создание и организация учебно-воспитательного процесса на основе комплекса.

УМК должен представлять собой обоснованную и логически связанную систему дидактического, программно-технологического и организационного компонентов, обеспечивающую наиболее эффективное достижение целей учебно-воспитательного процесса. Каждый компонент подразумевает свое наполнение.

Дидактическое обеспечение включает не только стандартный набор – курс лекций, методические указания по темам семинарских или лабораторных занятий, учебно-методические пособия, вопросы к экзамену/зачету, список литературы, – но и методы, способы, формы обучения и контроля, т.е. технологию обучения.

Программно-технологическое – оснащенность современными компьютерами, техническими средствами обучения; наличие качественных компьютерных программ учебного назначения.

Организационное обеспечение представляет собой способ построения УМК по учебным дисциплинам на факультете (учет весового коэффициента дисциплины согласно рабочему плану, реализация обеспечения УМК по каждому предмету, учет межпредметных связей [32; 33], организация помощи студентам, использование ресурсов локальной компьютерной сети класса и т.д.).

Учебно-методический комплекс по исторической информатике (см. Приложение) включает следующие структурные элементы (как созданные, так и разрабатываемые):

-        образовательный стандарт, учебная и рабочая программы;

-        традиционный [16; 17; 18; 19] и электронный учебники [8; 21];

-        курсы лекций (традиционные, электронные и  в компьютерных обучающих средах [11]);

-        учебно-методические пособия по всем темам вводного и базового курсов исторической информатики [12; 23; 38];

-        информационно-технологическая практика [10; 40];

-        учебный комплекс контроля знаний, умений и навыков;

-        аннотированный список литературы (традиционный, перечень СD-ROM, Интернет-ресурсов);

-        терминологический словарь (алфавитный и тематический, словесный и образный).

Построенный таким образом УМК приводит к изменению структуры учебного материала и организации его освоения студентами, что дает возможность:

- повышать качество, количество, интенсивность и управляемость самостоятельной (индивидуальной, микрогрупповой) работы;

- дифференцировать процесс обучения;

- развивать исследовательские, творческие навыки, формировать самостоятельность как интегративное качество работы;

- осуществлять регулярный, но демократичный контроль.

УМК составлен с учетом факторов (цели, содержание, формирование познавательных возможностей и профессиональных качеств и т.п.), которые способствуют эффективному обучению, а его функционирование поддерживается специально разработанной технологией обучения [30; 31; 34; 35; 36; 37].

Технология обучения.

Технология представляет собой конкретную программу по реализации целей и задач обучения, являющуюся организационно-методическим инструментарием учебного процесса, теоретическую основу которого составляет методика обучения. Разработка технологии обучения проходит три основных этапа:

·      подготовительный (анализ содержания обучения в соответствии с учебной программой; определение целей и задач обучения, на реализацию которых направлена данная технология);

·      основной (разработка технологии, включающая: а) отбор и структурирование учебного материала; отбор примеров, заданий, направленных на формирование умений и навыков; б) определение форм организации учебного процесса; в) выбор методов обучения; г) выбор средств обучения; д) выбор видов и форм контроля);

·      завершающий (установление обратной связи преподавателя со студентом, диагностика результатов обучения, корректировка технологии обучения).

В качестве основополагающих принципов, положенных в основу технологии обучения, выбраны принципы уровневой дифференциации и создания благоприятной среды обучения. А, так как информатика и информационные технологии для историка представляют новый предмет, а персональный компьютер является принципиально новым элементом среды обучения, нами определены факторы, которые влияют на процесс обучения, а, следовательно, и на разработку технологии обучения, как-то: психолого-педагогические, личностные (преподавателя и студента), организационно-методические.

Для того, чтобы каждый студент раскрыл и проявил свои способности и личностный потенциал, при разработке технологии необходимо учитывать уровень школьной компьютерной подготовки, индивидуальные способности, стили учебно-познавательной деятельности, черты характера, темперамент, интересы каждого из обучаемых студентов в группе. Достичь этого позволила уровневая дифференциация  (педагогический прием, когда в рамках одной группы студентов обучение идет на разных уровнях), отражающая идеи личностно-ориентированного обучения. Разрыв в возможностях восприятия и усвоения материала курса весьма велик, поэтому применение традиционной дифференциации, когда цели обучения одинаковы для всех, а учитываются лишь психолого-педагогические различия студентов, не дает требуемого результата. При уровневой же дифференциации мы определяем обязательный минимум знаний, умений и навыков и на его основе формируем повышенные уровни овладения материалом. При таком подходе цели и результаты обучения планируются для каждого уровня.

Все это позволило выявить и сгруппировать студентов по следующим критериям: уровень подготовки в области информатики и информационных технологий, умений работы на компьютере (высокий, средний, низкий); по психологической направленности (наличие интереса, трудностей в изучении предмета, черт характера).

После определения принципов построения технологии обучения и факторов, влияющих на ее составление, необходимо приступить к отбору содержания обучения, выбору форм организации учебного процесса, методов и средств обучения, форм и способов контроля.

В своей деятельности преподаватель использует различные методы обучения, выбор которых зависит от индивидуального мастерства педагога, изучаемой дисциплины, темы, количества отводимых на изучение часов и т.п. Поэтому для проведения занятий по курсу исторической информатики применялись разнообразные методы обучения, которые преломлялись сквозь призму специфики предмета.

Такие исходные положения реализовались при разумном использовании методов, накопленных в педагогике высшей школы: объяснительно-иллюстративных, инструктивно-репродуктивных и частично поисковых. Однако в развитии творческой самостоятельности специалиста данные методы являются вспомогательными. Более эффективными являются методы проблемного и исследовательского обучения, которые позволяют привлекать будущих историков к «открытию для себя» новых знаний на основе конструирования и решения реальных проблем. Такие методы реализуются через разнообразные организационные формы обучения: проблемная лекция; лабораторно-практические занятия проблемного характера, в основу проведения которых может быть заложена технология организации самостоятельной творческой работы студентов на основе постепенного нарастания трудности и проблемности заданий, выполняемых под руководством преподавателя; самостоятельные творческие работы во внеаудиторное время (подготовку аналитических  материалов,  выполнение поисковых работ, разработку собственных проектов).

В частности, в учебном процессе нами применяется метод проектов, предполагающий наличие проблемы, которую обучаемые решают в совместной творческой, исследовательской, поисковой деятельности в зависимости от типа проекта. В нашем понимании, проект – это целенаправленная и организованная самостоятельная работа студента для получения каких-либо результатов, которые должны обладать теоретической, познавательной и практической значимостью. В ходе работы над проектом интеллектуальное партнерство преподавателя и студента способствует созданию сильной мотивации для самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, глубокому освоению современных инструментальных средств и технологий. Подобная совместная работа стимулирует ознакомление с разными точками зрения по изучаемой проблеме, поиск дополнительной информации, оценку собственных результатов. При таком подходе изменяется роль преподавателя. Он становится консультантом, авторитетным источником информации.

Тематика проектов может быть различной: от составления схем и таблиц по изученному материалу до создания собственной компьютерной презентации. Презентация создается на основе сценария [30], разработанного совместно с преподавателем, а в отдельных случаях – и самостоятельно. Такой сценарий должен учитывать основные этапы создания учебного слайд-фильма: анализ содержания изучаемого материала, составление методики представления информации, отбор материала для каждого слайда с учетом его назначения, определение дидактической функции фильма, учет особенностей восприятия, анализ и корректировка деятельности и т.п.

Используя современное программное обеспечение, студенты-историки получают возможность в соответствии со своими идеями, взглядами и мышлением создавать тематические компьютерные проекты по различным направлениям. Данная работа подразумевает творческое сотрудничество преподавателя и студента, а также активную самостоятельную работу со стороны обучаемого. В этом случае, как подчеркивает П.И.Пидкасистый, самостоятельная деятельность усвоения знаний и сам процесс их применения, который, как правило, приводит к возникновению новых знаний, стимулирующих мышление, становится источником развития творческого, продуктивного мышления [28]. По нашему мнению, внесение элемента творчества является необходимым аспектом изучения исторической информатики. В данном случае информационные технологии выступают не только как предмет изучения, но и как инструмент познания для предъявления студентами своих знаний по выбранной тематике в ходе реализации проекта.

 

Лекционный курс.

При прочтении лекционного курса используются конспект-формы, содержащие, с одной стороны кадры строгоструктурированной информации (материал лекции, подготовленный преподавателем), а с другой – кадры комментария (место для занесения информации студентом по ходу прочтения лекции).

Такую форму удобно подготовить с помощью приложения MS PowerPoint, позволяющего создавать и демонстрировать слайд-фильмы учебного и справочного характера (презентации). Имея же специальное дополнительное устройство к компьютеру (компьютерный диапроектор) можно управлять демонстрацией прямо с клавиатуры. В этом случае имеется возможность менять слайды в прямом и обратном направлениях, комментируя каждый кадр информации, запускать автоматический показ всего учебного слайд-фильма, причем для каждого слайда можно зафиксировать время показа в зависимости от его учебной значимости. Используя эту возможность, преподаватель получает и лекцию в виде слайд-фильма, и лекцию-копию на бумаге в виде упомянутых кадров структурированной информации и кадров комментария студента.

Приятный эмоциональный фон для восприятия материала (музыкальное сопровождение, художественное оформление и т.д.) создает благоприятные условия для успешного протекания процесса обучения.

Подготовленная презентация используется с различными целями: для повышения интереса к теме до начала ее изучения; в процессе проведения занятия (фрагментарно); после изучения темы (для закрепления материала).

Опыт работы показал, что при наличии подготовленных конспектов усиливается самоуправление студентами своей познавательной деятельностью, развивается мышление. Создание учебных презентаций позволяет реализовать структурно-блочное представление материала, что способствует концентрации внимания и лучшему запоминанию информации обучаемым. Каждый блок материала располагается на одном слайде и является законченной порцией учебной информации, выполняющей определенную функцию: объявление темы, постановка задачи, раскрытие содержания, выводы.

 

Учебно-методические пособия.

Постоянное обновление программных продуктов, смена аппаратных платформ, выход на новые рубежи  технологий обработки информации затрудняли создание пособий на длительный срок. Поэтому некоторые преподаватели проводили и проводят в настоящее время практические занятия по информатике и ИТ на основе кратких инструкций, раздаточного материала. Однако в последнее время основные подходы к компьютерной технологии стабилизировались, а объектно-ориентированная технология, созданная усилиями Microsoft и других компаний, интерактивный графический интерфейс стали своеобразным стандартом де-факто как в Беларуси, так и в других странах. Это дало возможность создавать учебно-методические пособия для проведения практических занятий по исторической информатике [34; 35; 37].

Все задания и упражнения разбиты на три группы с учетом уровня школьной компьютерной подготовки:

·      упражнения и задания с подробным описанием выполнения всех действий и операций.

·      упражнения и задания, которые выполняются практически без опоры на описание, а также дополнительные усложненные задания;

·      задания исследовательского характера по той же тематике, требующие более глубоких знаний, стойких умений и навыков работы на компьютере и с данным программным обеспечением. Имеется также комплекс дополнительных заданий с опорой на встроенную справочную систему.

Дополнительные задания студенты выбирают сами. Поэтому характер таких заданий разнообразный: «сделай по образцу» (задание-описание, задание-образец), «сделай так, чтобы...» (задание-преобразование), «составь алгоритм выполнения операции», «найди несколько способов выполнения задания» (задание-исследование) [36].

Исходя из того, что прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала (С.Л.Рубинштейн), весьма полезным оказывается включение в пособие упражнений, которые демонстрируют значительно большие возможности компьютера (программного обеспечения), чем ожидает неопытный первокурсник. К упражнениям такого рода можно отнести установку анимационных эффектов шрифта, создание собственного фонового узора для экрана или пиктограммы для собственной папки. Естественно, что степень «неопытности» определяется уровнем знаний обучаемого в области информационных технологий.

Все упражнения, включенные в учебно-методические пособия по курсу исторической информатики, отвечают следующим требованиям: соответствие определенной цели практического занятия; знание последовательности и техники выполнения действий; многократное выполнение действий; наличие критериев правильности, точности и быстроты действий; постоянный самоконтроль над ходом и результатами действий; контроль со стороны преподавателя.

С целью повышения эффективности усвоения материала на практических занятиях, сознательного и подсознательного восприятия информации и управления восприятием при написании учебно-методических пособий необходимо:

·      Во-первых, выработать единую систему написания структурных элементов текста, описывающих те или иные действия. При организации работы с текстом важную роль играет его визуальная культура – схемы, иллюстрации, экранные формы, пиктограммы, шрифты, символы и т.п. [13; 14; 15; 27; 39; 43]. Эти внетекстовые компоненты, которые во многом определяют особенности приемов усвоения знаний, уровень активности обучаемых, развитие мышления, памяти, познавательных интересов, уточняют и дополняют тот образ действия, который создается текстом (педагогичность текста). В своем роде должны существовать своеобразные правила правописания – аппарат ориентировки. Например, все действия, разъясняющие порядок выполнения упражнений, пишутся курсивом, а сами упражнения – обычным шрифтом (или пункты горизонтального меню в окнах Windows пишутся прописными, а команды – с заглавной буквы). Символ (!) означает внимание при выполнении задания.

·      Во-вторых, подобрать учебные задания, которые были бы понятны и выполнялись студентами, содержали алгоритм действий, определенную структурную последовательность (логичность текста), элементы новизны, возможность своевременного контроля (полное соответствие изображения на экране компьютера с тем, что содержит текст заданий) и коррекции. Своеобразную психологическую поддержку при этом оказывают студенту экранные формы (психологичность текста), которые отражают результаты работы и выступают как подтверждение правильности действий обучаемых.

·      В-третьих, установить, какие элементы учебной информации чаще всего выпадают из поля зрения обучаемых, в каких ситуациях возможно возникновение типовой ошибки. Этому способствует предварительная «обкатка» будущих учебно-методических пособий.

Учебно-методические пособия по исторической информатике обеспечивают сознательное и активное участие обучаемых в учебном процессе, полное освоение материала. В связи с решением этих задач разработанное пособие, как средство обучения, выполняет следующие дидактические функции:

·      потребностно-мотивационную, заключающуюся в создании условий, при которых формируется интерес и положительное отношение к изучаемому предмету;

·      обучающую, позволяющую расширить объем знаний, умений и навыков по предмету у обучаемых посредством множественного описания учебной информации (объекта изучения);

·      контрольно-корректировочную, предлагающую возможность проверки, самоконтроля и коррекции хода обучения;

·      коммуникативную, способствующую формированию коммуникативных навыков, культуры общения между преподавателем, студентами и персональным компьютером;

·      развивающую, так как способствует развитию внимания, четкости мышления, самодисциплины и т.д.

Наш опыт позволяет сказать, что наличие таких пособий дает возможность:

1.    Каждому студенту в группе работать самостоятельно на основе имеющихся знаний по предмету и своих индивидуальных познавательных способностях, учитывая характер, темперамент и т.д. Проводить практические занятия на основе уровневой дифференциации.

2.    Преподавателю контролировать работу всех студентов одновременно, давать консультации каждому студенту индивидуально в течение всего времени проведения практических занятий.

3.    С одной стороны, эффективно управлять СРС вне основных занятий в компьютерном классе, в тех случаях, когда это необходимо (отработка пропущенных занятий, самостоятельная работа по желанию и т.д.), с другой – формировать умение самостоятельно работать. Все вместе это способствует повышению эффективности организации учебного процесса, увеличению удельного веса самостоятельной работы.

4.    Ликвидировать психологические затруднения при общении с ПК при изучении конкретного программного обеспечения (общение с интерфейсом).

5.    Создавать благоприятную среду обучения, комфортные условия для творческой учебной работы, так необходимые для изучения информатики и ИТ гуманитариями.

6.    Учитывать индивидуальные особенности развития личности обучаемого (характер, темперамент, память, мышление, восприятие и т.п.).

7.    Стимулировать студента к дальнейшему изучению, к творческой деятельности, развитию познавательных способностей.

 

Электронный учебник (ЭУ).

Электронный учебник для студента-историка – программное средство учебного назначения, дающее возможность самостоятельно (или с помощью преподавателя) освоить весь учебный курс или его большой раздел именно с помощью компьютера. ЭУ должен содержать три составляющих: информационную – для предъявления учебной информации; практическую – для отработки заданий, с помощью которых закрепляются полученные знания, умения и навыки; диагностирующую – для контроля знаний. В ЭУ должны быть реализованы: интерактивный интерфейс, мощный анализатор ответов обучаемых, блок для сбора и обработки статической информации [7].

Электронный учебник может быть представлен совокупностью отдельных компьютерных учебных программ. В законченном  фрагменте обучения и программа, и учебник реализованы во всех трех звеньях процесса обучения: теория (лекция, книга, учебник) – практика (семинарские, практические занятия, самостоятельная работа) – контроль (контрольная работа, зачет, экзамен).

Электронный учебник и компьютерная учебная программа (КУП) – эффективные средства управления учебной деятельностью. Важнейшим элементом этого управления выступает обучающее воздействие на познавательную сферу обучаемого. На наш взгляд, все обучающие воздействия подразделяются на основные и вспомогательные. К основным обучающим воздействиям относятся: изложение учебного материала, учебное задание, а к вспомогательным – подзадания, которые ставит педагог, когда студент не может справиться с основным заданием, а также  вопросы и указания педагога. На изложении учебного материала основываются информационно-демонстрационные программы. На учебных заданиях базируются контролирующие компьютерные программы, а на учебных заданиях и обоих вспомогательных воздействиях – обучающие.

На сегодня сложился стандарт формирования основных обучающих воздействий для КУП [1; 22; 24; 25]. Что касается изложения учебного материала, представления информации обучаемому, то это гипертекстовая и мультимедийная формы, видеолекция.

Информационный блок КУП или ЭУ имеет несколько составляющих частей. Одними из основных элементов информационного (теоретического) блока являются фрагменты живых лекций лучших преподавателей, которые внесут необходимый эмоциональный, энергетический заряд при изучении предмета, расставят необходимые смысловые акценты, которые бывает трудно передать в обычном тексте. Кроме лекций («живых» или текстовых, сопровождающихся музыкальными и шумовыми фонами, причем текст должен быть продублирован голосом диктора), информационный  блок должен при необходимости содержать хрестоматию (электронный вариант первоисточников), справочный материал (хронология, персоналии, библиографические справки и др.), словарь, энциклопедию, набор карт, указатель основной и дополнительной литературы, гиперссылки на Web-страницы и сайты с дополнительной информацией. Информационный блок должен быть насыщен статическими и динамическими иллюстрациями (фотографии, рисунки, плакаты, картины, анимированные карты), диаграммами, схемами, таблицами, видео- и аудиоматериалом, анимационными вставками.

Обучаемый должен видеть структуру информационного блока (не только информационного, но и практического, и контрольного), чтобы он мог определить свое местонахождение в любой момент времени, а также количество освоенной (или нет) информации, т.е. своеобразную карту навигации с личным «маячком». Он должен иметь возможность пролистывания информационного материала с возможностью установления типа и размера шрифта как постранично, так и по главам и разделам, а также «закладок» в обоих направления «вперед-назад», повторения любого фрагмента желаемое число раз. Целесообразно иметь твердую копию статических (текстовых, графических, иллюстративных) разделов, возможность копирования выбранной информации в личный электронный конспект, ее редактирования и распечатки. Программный продукт учебного назначения должен быть обеспечен поисковой системой, режимом «лупы», «автопоказа». Эффективно использование всплывающей помощи или набора «бегущих строк-подсказок» в случае изображения сложных объектов, например, планов археологических раскопок, музейной экспозиции (костюмов, защитных доспехов, мебели, утвари, портретов, гравюр, фотографий), исторических карт прошлых веков, архитектурных памятников; видео-отрывков и анимированных клипов с изменением масштаба времени [5].

Теоретическая часть, как показали исследования авторов, должна представлять собой квинтэссенцию учебного материала, представленного в наиболее удобном для восприятия, запоминания и воспроизведения виде. При ее формировании необходимо использовать систему «опорных зон», т.е. знаков и символов, включая схематические рисунки, анимацию, ключевые слова, мнемонические приемы, короткие тезисы. Теория и практика в КУП должны быть по конструкции связаны между собой. «Теория», с одной стороны, должна читаться как единый связный текст, с другой стороны, восприниматься как порции информации, емкость которых от 1/2 до 4 экранов дисплея, что достаточно для освещения отдельного практического задания (вопроса) или их группы. Порция должна выдаваться по запросу студентов в режиме «тренаж». Каждая из них состоит из 1) мини-введения с приемом предварительной катехизации, 2) верного развернутого ответа на поставленный вопрос, с доказательством и обоснованием 3) «эмоционального пятна», способствующего лучшему усвоению вопроса (яркий фрагмент летописи, исторический анекдот, увлекательные строчки исторического романа, поданные с использованием всех мультимедийных возможностей), 4) вывода, содержащего только ключевые слова.

Чем богаче компонентами КУП (при условии, что они методически оправданы, и мультимедиа-эффекты идут во благо, а не во вред), тем она результативнее.

Вторая составляющая обучающего воздействия – учебное задание.

Каждая компьютерная программа, предназначенная для контроля или закрепления знаний, включает учебные задания (вопросы, задачи). Эти задания, исходя из их таксономии, на основе 1) уровня усвоения знаний, 2) способа конструирования ответа на задание, 3) коммуникации при проверке, 4) метода ввода и анализа ответа подразделяются на тестовые задания четырех форм, вопросные со свободно-конструируемым ответом трех уровней, вычислительные, *игровые трех разрядов, моделирующие двух типов, блочно-конструируемые и др. [6].

На текущий момент тестовые задания составляют основу КУП по любой социально-гуманитарной (в т.ч. исторической) дисциплине, т.к. существует строгая научная теория тестов, позволяющая методологически и методически обосновать их применение и обработку результатов тестирования. Педагогический тест – система фасетных заданий определенного содержания, возрастающей трудности, специфической формы (открытой, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности), позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков [3].

У тестовых заданий, не относящихся к открытой форме усвоение, контроль знаний осуществляется, как правило, на низком уровне — узнавания. Но уже у  заданий открытой формы – на уровне воспроизведения. Кроме того, не всякое содержание поддается трансформации в тестовое задание. Многие доказательства, обширные вычисления, многословные описания трудно выражаются, а то и совсем не выражаются в тестовой форме. Понятно, что тест является не единственной формой отображения содержания учебных дисциплин. Он является только одним из наиболее технологичных методов проведения автоматизированного контроля с заложенными в него параметрами качества.

Тестовые и вопросные задания покрывают почти весь исторический материал, пригодный для компьютеризации. При равной возможности использования в инструментальной среде пяти методов ввода и анализа ответа (выборочный, перестановочный, классификационный, инжекторный и свободно-конструируемый), преподаватели-предметники в 50% случаев отдавали предпочтение свободно-конструируемому [4].

Целесообразно, чтобы в КУП и ЭУ была введена в оборот вся шкала таксономии заданий. Совокупность заданий по теме в общем случае – это граф, а в частном – дерево (дерево заданий 4-х уровней усвоения знаний). Множество заданий можно представить образно в виде пирамиды, где корень дерева заданий (вершина пирамиды) – задание 4-го, самого высокого уровня, а кирпичики основания пирамиды (узлы нижнего уровня) – задания 1-го, самого низкого уровня усвоения знаний.

В итоге образуется система, в которой заданием 4-го уровня может быть отдельная компьютерная учебная программа, созданная методом проектов и состоящая из элементарных тестовых заданий закрытой формы.

Компонент «практика» (или режим «обучение») должен быть достаточно гибким, алгоритм прохождения которого заставляет обучаемого упорно искать верные ответы на все вопросы. При этом на обучающего должен распространиться весь комплекс вспомогательных обучающих воздействий, он должен иметь явную или латентную возможность воспользоваться «теорией», получить справку, словарь, помощь или подсказку, пояснение или комментарий, корректирующее воздействие при типовой ошибке, неполном и др. ответе. При этом желательно использовать вспомогательные воздействия различные как по характеру (прямые – активные, пассивные и косвенные – фактологические, ориентирующие, теоретические, логические), так и по способу предъявления (текстовые, звуковые, графические).

Контролирующая часть отличается от обучающей значительно меньшим объемом банка заданий, ограниченностью во времени и почти, или полным, отсутствием вспомогательных обучающих воздействий (каждый разработчик сам решает: оставлять только констатацию «верно/неверно» по каждому заданию или еще и коррекцию ошибки, помощь или др.).

 

Информационно-технологическая практика.

Информационные технологии инициировали новый вид практики для студентов-историков – информационно-технологическую. Выбор такой практики не случаен. Студенты ко времени ее начала уже получили необходимые знания и навыки работы, прослушали и выполнили определенный объем работы по отечественной истории и, в значительной части, всемирной истории, историографии (общие вопросы), источниковедению, в том числе по источниковедению истории Беларуси и исторической информатике. Более того, они приступили к осуществлению специализации по кафедрам.

Условно информационно-технологическая практика разбита на три периода: подготовительный, основной и заключительный.

В подготовительный период определяются цели и задачи практики, разрабатываются учебные задания и инструкции по направлениям деятельности, и все это доводится до студентов.

Перед практикантами ставятся следующие задачи: развить и закрепить знания и навыки, полученные в процессе изучения, как основных исторических дисциплин, так и прикладных; подготовиться к развертыванию специализации на основе использования новейших достижений в историографии и методологии истории; приобщиться к решению кафедральных научно-исследовательских и учебно-методических вопросов.

Соответственно поставленным задачам определяются основные направления практики: а) создание библиографической базы данных по тематике, представляющей интерес для кафедр факультета; б) сбор и перенос на электронные носители материалов по теме: «Визуальные и документальные источники Великого княжества Литовского в собраниях белорусских музеев, архивов, библиотек»; в) создание электронных хрестоматий по источниковедению; г) подготовка электронного терминологического словаря по источниковедению (сканирование и распознавание раритетного издания «Словарь древнего актового языка» Н.Горбачевского, изданного в 1874 году и переизданного (препринт) небольшим тиражом в Мюнхене. Словарь Горбачевского составит основу электронного словаря по источниковедению).

По вопросам прохождения практики со студентами организовывались встречи, во время которых читались установочные лекции по различным темам, а также проводились инструктивные занятия по работе с ОС Windows, MS Word и MS Access.

По завершении практики проводятся собрания с подведением ее результатов и выставлением зачетов. Итогом работы прошлых лет были предоставленные электронная и твердая копии собранных материалов по одним задачам и готовые базы данных по другим.

Инфомационно-технологическая практика для третьекурсников факультета является важным  этапом в постижении ими возможностей информационных технологий в научно-исследовательской и преподавательской деятельности историка. Во время практики у студентов формируется деловое отношение к своей будущей профессии: они могут реализовывать полученные умения и навыки в области компьютерных технологий не только для самосовершенствования, но и на благо факультета. Поэтому очень важно методически правильно организовать прохождение практики.

Опыт проведения практики показал необходимость ее более четкой организации (согласованности со структурами, содержащими необходимый информационный материал), проведения в течение всего второго семестра. Определилась также потребность в усилении математической компоненты в курсе исторической информатики.

 

Учебный комплекс контроля знаний.

Контроль знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью педагогического процесса и при определенных условиях обеспечивает запланированное достижение поставленной цели. Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на интерес студентов к занятиям. Поэтому, с целью реализации основных функций контроля (диагностическая, обучающая и воспитательная),  необходимо умело сочетать все виды и формы контроля. Особенно это касается курса информационных технологий для гуманитариев, где контроль является основой для создания комфортной среды обучения, способствующей качественному усвоению материала [36]. Для выполнения этой задачи и был создан учебный комплекс контроля знаний, умений и навыков по исторической информатике.

Учебный комплекс контроля знаний рассчитан на разный уровень подготовки студентов и на разных этапах процесса обучения включает следующие формы контроля: традиционные контрольные работы во время текущих занятий (выполнение конкретных заданий на компьютере); устный выборочный мини-опрос перед лабораторной работой (как своеобразный допуск к занятию); фронтальный письменный мини-опрос на лекции; компьютерные тренинг и тестирование; контроль за внеаудиторной самостоятельной работой студентов осуществляется в традиционной форме, проверяемой педагогом и компьютерной, осуществляемой и проверяемой компьютерной обучающей программой; подготовка тематических и итоговых отчетов; проверка рефератов по теоретической части курса.

Одной из активных и технологичных форм контроля является компьютерный тест.

Тест по исторической информатике [29] разработан на основе структурно-логической схемы дисциплины (курсы: вводный, базовый, продвинутые и специализированные). Для примера остановимся на тематике вводного курса (1-й семестр), который включает следующие темы: история развития средств вычислительной техники; становление и развитие исторической информатики; принципы работы с персональным компьютером и основы пользовательского интерфейса Windows; технология работы в Microsoft Word.

Знания по каждой из указанных тем состоит из общих понятий, которые позволяют осуществить переход к другим, более частным. Эти частные понятия (понятийные индикаторы), в свою очередь, раскрываются через совокупность эмпирических индикаторов. В качестве последних и выступают тестовые задания.  Банк тестовых заданий (120 единиц) содержит задачи следующего характера: а) умение давать определения; б) знание фактологического материала, принципов, методов, технологий; в) умение применять принципы, методы, технологии; г) умение выполнять процедурные действия. Студент отдельно изучает и каждую тему (тренировка и контроль), и весь раздел целиком. Для проведения зачета длина теста составляет 30, а для экзамена – 60 заданий. На конкретном компьютере генерируется как собственный набор заданий, выбранных равнозначно по каждой теме, так и набор предполагаемых альтернатив для ответа в каждом задании.

С целью ликвидации состояния дискомфорта во время тестирования, студенты заранее имеют возможность ознакомиться и поработать со всем банком тестовых заданий (как в электронном, так и бумажном варианте). По работе со всеми видами компьютерной поддержки контроля, в том числе и с тестом, разработаны методические пособия и инструкции.

Подготовкой тематического отчета завершается, например, выполнение лабораторных работ по разделам «Обработка и анализ высокоструктурированных исторических источников: MS Excel» и «Обработка и анализ структурированных исторических источников: MS Access». Отчет составляется по заранее оговоренной схеме: номер и тема лабораторной работы; цель; краткое описание исторического источника, на основе которого выполнялась работа; описание работы; выводы. К тексту отчета, набранному в MS Wоrd, прилагаются распечатки результатов работы (основные и расчетные таблицы, графики).

Итоговый отчет по разделу «Компьютерное педагогическое тестирование» состоит из титульного листа, определения цели, категории будущих пользователей и их исходного уровня для реализации процесса контроля, обоснования выбранной темы, ее структурно-логической схемы, обоснованием необходимости, возможности и целесообразности применения автоматизации, 30-и тестовых заданий всех 4-х форм и описания последовательности их подачи, списка литературы, оглавления [9].

Проводимый по разработанной схеме контроль, представляющий собой гармоничное сочетание всех его видов и форм, дал возможность выработать реальную систему оценки знаний студентов-историков.

 

Заключение.

В процессе апробации учебно-методического комплекса по исторической информатике авторы приобрели как положительный, так и отрицательный опыт. Ввиду недостаточно развитой материально-технической базы факультета, не было возможности полностью и эффективно реализовать дидактические функции комплекса. Неготовность студентов к регулярной самостоятельно работе, а тем более с использованием информационных технологий, привела нас к необходимости создания мотивационных установок с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов-историков.

К сожалению, рамки статьи не позволяют достаточно полно раскрыть всю структуру созданных и создаваемых на факультете учебно-методических комплексов, показать взаимопроникновение всех их составляющих. Эта задача будет реализована в будущих статьях или в учебном пособии.

 

Литература.

1.        History in a new frontier. Proceedings of the XIIIth Inter.Conf. of the Association for History and  Сomputing. Eds. F.J.Aranda Perez, F.Fernandez Izquierdo, P.Sanz Camanez. CD-ROM edition. Ediciones de la Universidad de Castilla-La Mancha. Toledo, 1998;

2.        http://www.ustu.ru/main/inftech/nechet_techn/d7.html;http://magazine.stankin.ru/arch/n_01/edctn/001.html;

3.        Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. – М.: Учебный центр при ИЦПКПС, 1994. – 136 с.;

4.        Балыкина Е.Н. Анализ свободно-конструируемого ответа в интеллектуальных обучающих программах и системах (из опыта преподавания исторических дисциплин) / Круг идей: Историческая информатика на пороге XXI века: Труды VI конференции Ассоциации «История и компьютер» / Под ред. Л.И.Бородкина, Ю.П.Смирнова, И.Ф.Юшина. – М. –Чебоксары: МГОА-ЧГУ, 2000. – С.391- 431;

5.        Балыкина Е.Н. Историческое источниковедение в свете исторической информатики / Вiсник Днiпропетровського унiверситету. Iсторiя та археологiя. Випуск 8. – Днiпропетровськ: Видавництво Днiпропетровського унiверситету, 2000. –  С. 124 –131;

6.        Балыкина Е.Н. Основные обучающие воздействия в компьютерных программах по истории: таксономия, последовательность, наполняемость / Теоретико-методологические проблемы исторического познания: Материалы к международной научной конференции. В 2-х т., Т.2. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – С. 95-101;

7.        Балыкина Е.Н. Слагаемые  эффективности педагогических программных средств учебного назначения по историческим дисциплинам // Компьютерные учебные программы, № 1(20). – М.: ИНИНФО, 2000. – № 1(20). – С.13- 36;

8.        Балыкина Е.Н., Горбачев Ф.В., Комличенко В.Н., Сидорцов В.Н. Электронная версия учебника «Историческая информатика» // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». – М., 1998. – № 23. – С. 200-201;

9.        Балыкина Е.Н., Липницкая О.Л., Попова Е.Э. Дидактическое обеспечение базового курса исторической информатики (основы реализации учебно-методического комплекса) // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». – М., 2000. – 26/27. – С. 172-194;

10.    Балыкина Е.Н., Попова Е.Э. Информационно-технологическая практика как составляющая компонента учебно-методического комплекса в преподавании исторической информатики // Применение новых технологий в образовании:  Материалы X Международной конференции, Троицк, 1-3 июля 1999 г. – Троицк: Фонд «Байтик», 1999. – С. 34-36;

11.    Балыкина Е.Н., Попова Е.Э., Комличенко В.Н. Internet/Intranet технологии в образовании историка: внедрение и апробация в компьютерных средах WebCT и Learning Space // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании: Сб. тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции, Подмосковье, 6-9 апреля 2000 г. – М., 2000. – С. 113-114;

12.    Балыкина Е.Н., Сидорцов В.Н., Петрушина Т.С. Историческая информатика. Вводный курс. Учебно-методическое пособие для лабораторных занятий по историческим специальностям высших учебных заведений. – Мн.: БГУ, 1994. – 62 с.;

13.    Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971. 230 с.;

14.    Вергасов В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа, 1972. 215 с.;

15.    Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Наука, 1980. – 104 с.;

16.    Информатика для гуманитариев. Вводный курс информатики: Учебное пособие / Е.Б.Белова, Л.И.Бородкин, И.М.Гарскова. и др.; Под ред. Л.И.Бородкина и И.М.Гарсковой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 220 с.;

17.    Информационные технологии для гуманитариев. Учебное пособие. / Под ред. В.Л.Акимова, Н.М.Арсентьева, Л.И.Бородкина, И.М.Гарсковой. – Москва-Саранск: Отпечатано в респуб. типографии «Красный Октябрь», 1998. – 215 с.;

18.    Историческая информатика (информатика для исторических специальностей) / Е.Н.Балыкина, В.Н.Комличенко, О.Л.Липницкая и др.; Под ред. В.Н. Сидорцова и Л.И. Бородкина. –  Минск: Веды, 1998. –  316 с.;

19.    Историческая информатика / Е.Б.Белова, Л.И.Бородкин, И.М.Гарскова. и др.; Под. ред. Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой. – М.: Мосгосархив, 1996. – 400 с.;

20.    Казаков В.А. Самостоятельная работа студентов: Учеб. пособие. – К.: УМК ВО, 1989. – С. 10;

21.    Комличенко В.Н., Балыкина Е.Н. Электронный учебник как часть учебно-методического комплекса в преподавании исторической информатики / Применение новых технологий в образовании: Материалы IХ Международной конференции, Троицк, 1-3 июля 1998 г. – Троицк:  Фонд «Байтик», 1998. – С.55;

22.    Круг идей: ... Труды I-VI конференций Ассоциации «История и компьютер» / Под ред. Л.И.Бородкина и др. – М.-Мн.-Чебоксары, 1994-2000;

23.    Липницкая О.Л., Балыкина Е.Н. Учебно-методическое пособие для лабораторных занятий по историческим специальностям высших учебных заведений. Базовый курс. – Мн.: БГУ, 1994. – 64с.;

24.    Материалы  международной телеконференции  «Информационные технологии в гуманитарных науках». — Web-сервер и Usenet-конференции Казанского ГУ, HTTP:  // www. kcn. Ru /tat_ru /universitet /gum_konf, 1999; 

25.    Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ: Сб.ст. / Под ред. В.Н.Сидорцова, Е.Н.Балыкиной. – Мн., 1999. – 223с. (Педагогические аспекты исторической информатики; Вып.1);

26.    Пальчевский Б.П., Фридман Л.С., Селезнев И.Ф. Учебно-методический комплекс средств обучения. Часть 1. Теоретические основы. – Мн., 1998. – 120 с.;

27.    Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1983. 247 с.;

28.    Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

29.    Попова Е.Э, Балыкина Е.Н. Тестирующая система для контроля знаний по курсу информационных технологий (методика и организация) / Проблемы создания автоматизированных обучающих  и тестирующих систем: Материалы Всеросийской научно-технической конференции, Новочеркасск, 11-13 октября 2000 г. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2000. — С. 100-104;

30.    Попова Е.Э.  Технология обучения исторической информатике: реализация комплексного подхода // Теоретико-методологические проблемы исторического познания: Материалы к международной научной конференции. В 2-х т., Т.2. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – С. 87-95;

31.    Попова Е.Э. Вводный курс исторической информатики: повышение качества обучения // Новые информационные ресурсы и технологиии в исторических исследованиях и образовании: Сб. тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции, Подмосковье, 6-9 апреля 2000 г. – М., 2000. – С. 279-281; 

32.    Попова Е.Э. Изучение исторических источников посредством СУБД Access // Гiстарычныя крынiцы: праблемы класiфiкацыi, вывучэння  i выкладання: Матэрыялы да навукова-практычнай канф., прысвечанай 120-годдзю з дня нарадж. У.I. Пiчэты, Мiнск, 23-24 красавiка 1998 г. – Мн.: БДУ, 1999. – С. 141-144;

33.    Попова Е.Э. Историческая информатика и источниковедение: педагогические аспекты взаимодействия // Вiсник Днiпропетровського унiверситету. Iсторiя та археологiя. Випуск 8. – Днiпропетровськ: Видавництво Днiпропетровського унiверситету, 2000. – С. 132-133.

34.    Попова Е.Э. О методике проведения занятий по исторической информатике // Информационные технологии в гуманитарных науках: Сб. докладов. – Казань: ХЭТЕР, 1999. – С. 174-176;

35.    Попова Е.Э. О преподавании исторической информатики // Актуальные проблемы высшего педагогического образования в условиях реформы школы: Матер. Республ. научной конф., Минск, 26-27 октября 1999 г.: В. 2 ч. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 1999. – Ч. 1. – С. 189-191.

36.    Попова Е.Э. Решение задач дидактической адаптации // Новые информационные технологии в образовании: Материала IV Международной конференции, Минск, 5-7 декабря 2000 г.: В 3-х т.  // БГЭУ. – Минск, 2000. –Т. 3 – С. 99- 101;

37.    Попова Е.Э. Текстовый процессор Word как основа вводного курса исторической информатики // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». – М., 1998. – С 221-223;

38.    Попова Е.Э., Сидорцов В.Н. Операционная система Windows. Текстовый процессор MS Word. Учебно-методическое пособие по вводному курсу «Историческая информатика» для студентов исторических специальностей. – Мн.: БГУ, 1998. – 56 с.

39.    Серебряный Э.Г. Психология оперирования техническими символами (эскизами и схемами). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. 172 с.;

40.    Сидорцов В.Н., Попова Е.Э., Горбачева О.В. Информационно-технологическая практика – новая форма организации работы историков // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». – М., 2000. –  № 25. – С. 164-168.

41.    Трофимова З.П. Разработка УМК: проблема достижения целостности // Выш. шк. – 1999. – № 3-4. – С. 152;

42.    Учебно-методические комплексы: мода или потребность? // Выш. шк. – 1999. – № 3-4. – С. 134-135;

43.    Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 315 с..

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

 

Учебно-методический комплекс в преподавании исторической информатики

 

 


Традиционный

 

На  CD-ROMах

 

В INTERNET

Специальные методические указания, задания и рекомендации для прохождения практики

Алфавитный и

тематический

 

Словесный и

образный

 

Аннотированный

список

 литературы

Информационно-технологическая практика

Терминологический

словарь

 

 

 

 

Традиционный

 

Электронная копия

 

Электронный

 

У

ч

е

б

н

и

к

и

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс

 

 

 

 

 

 

Л

е

к

ц

и

и

 

Традиционные

 

Электронная копия

 

В компьютерных обучающих средах

 

 

 

Образовательный

стандарт.

Учебная и рабочая

 программа

курса

 

Учебно-методическая литература

Учебный

комплекс контроля

знаний,

умений и навыков

 

Учебно-методические пособия для проведения практических и лабораторных работ, построенные по принципу уровневой дифференциации

 

 


Назад


Hosted by uCoz