Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002 |
Система образования – общественно-значимый, деятельный процесс, в результате которого человек, посредством знаний осваивая социальный опыт и культуру, приобретает способность действовать и творить.
Подготовка будущих специалистов одной из задач ставит научение студентов самостоятельно, систематически и планомерно повышать уровень своих знаний как в процессе обучения, так и в ходе последующей профессиональной деятельности. Это необходимо для быстрой и правильной ориентации в складывающейся социально-экономической и политической обстановке, для умелого применения полученных знаний на практике.
Акцент на развитие самостоятельности и творческих возможностей студентов в процессе обучения требует творческого подхода к методике преподавания. Традиционные способы образования уходят в прошлое. Авторитарный стиль преподавания, до последнего времени господствующий в наших вузах, не способствовал развитию самостоятельности у студента. Суть нового подхода к образовательному процессу – отношение к человеку как высшей ценности, развитие его творческого потенциала.
Самостоятельная работа, предполагающая максимальную активность каждого, может способствовать глубокому овладению знаниями, но в то же время настраивать на выработку гражданской, политической позиции путем участия в дискуссиях, в свободных обменах мнениями, поиске аргументации.
Следует отметить, что важнейшими слагаемыми самостоятельной работы студента в вузе являются: слушание и записывание лекций, чтение учебной и научной литературы, конспектирование, выполнение контрольных работ, подготовка к семинарам, получение консультаций, сдача зачетов и экзаменов. Таким образом, многие формы учебного процесса имеют потенциал для организации самостоятельной работы.
Собственный преподавательский опыт, наблюдение и изучение методов, а также приемов работы коллег позволяют утверждать, что преподавателю нужно не только иметь представление об отдельных формах и видах самостоятельной работы, владеть методикой её организации, но и научить студентов любому из вышеперечисленных видов деятельности.
Так, слушание лекций – это сложная и напряженная работа, направленная на усвоение излагаемого преподавателем учебного материала. Успех этой работы в значительной степени зависит как от подготовки студента к лекции, так и от самой её организации. Нами выработана определенная система, которая позволяет активизировать совместную работу студентов и преподавателя на лекции. Первое, что делается в этом направлении, – предоставляется возможность студентам заранее ознакомиться с содержанием дисциплины через учебную программу. Далее предоставляются и краткие конспекты лекции. Такая практика апробирована как в зарубежных странах, так и в отечественных вузах, использующих прогрессивные методы организации дистанционного заочного обучения. Безусловно, подготовка кратких конспектов лекций требует достаточно большой предварительной работы преподавателей. Однако положительные последующие результаты свидетельствуют об эффективности таких усилий. Конспекты лекций, изданные в качестве пособий, а также представленные в электронном варианте, доступны для использования, доработки и совершенствования.
Для организации самостоятельной работы весьма важно предварительно четко определить круг подлежащих изучению вопросов и рекомендуемых источников. Часто для этого мы используем наглядный материал (заранее записываем на доске, плакате, проецируем с помощью ТСО и др.). Точная запись названия источника позволяет упростить в дальнейшем работу по его поиску. Следует отметить, что доступность источников для самостоятельной подготовки студентов является одним из условий активной мыслительной работы в ходе занятий, их творческой, познавательной деятельности.
Весьма важно, чтобы и библиотечный фонд учебного заведения соответствовал учебным планам, программам. Непродуманно рекомендуемые источники, отсутствие реальной возможности найти учебную литературу снижает эффективность самостоятельной работы студента.
В частности, при изучении правовых дисциплин весьма важно, чтобы студент мог плодотворно работать с источником. Наличие в библиотеке нашего вуза и на кафедре периодических изданий, содержащих новейшие действующие нормативные акты, позволяет оперативно с ними ознакомиться и изучить, использовать при написании контрольных и курсовых работ, при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
С нашей стороны также формируется библиотечный фонд, который состоит из международных актов о правах человека (по курсу «Права человека»), учебников и учебных пособий зарубежных, российских и белорусских авторов. Нами также издано учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь (Права человека: Учебное пособие. - Мн.: «Амалфея», 2001.-336 с.) по курсу «Права человека», подготовлены к изданию пособия: «Основы прав человека», «Изучаем право». А при содействии Центра по изучению ООН при Белгосуниверситете были подготовлены комплекты раздаточного материала для работы с документами непосредственно в аудитории. По отдельным темам составлены буклеты с изъятиями из текста действующего законодательства Республики Беларусь. Следует отметить, что при подготовке к занятиям и зачетам доступны и творческие работы студентов (рефераты, доклады) по проблемам прав человека, отмеченные как лучшие при проведении конкурсов студенческих работ.
С нашей точки зрения, любая лекция достигает положительного результата, если при изложении темы использовать таблицы, схемы, рисунки, изъятия из источников, статистические данные и иные материалы, позволяющие более углубленно и всесторонне воспринимать учебный материал, а также производить конспектирование. С этой целью нами подготовлен ряд пособий в схемах и таблицах по тематике лекций, а также представляющий интерес материал, собранный из периодических изданий и иных источников. Студентами также осуществляется самостоятельная работа по подготовке таблиц, схем, рисунков и иного материала.
В контексте обсуждения самостоятельной работы представляется весьма актуальной и проблема компьютеризации процесса обучения. Так, компьютерная база законодательства и компьютеризированный библиотечный каталог, установленные на кафедре, предоставляют возможность экономить время по поиску необходимого источника, делать копии нормативных актов для последующей самостоятельной работы, составлять библиографические списки источников для написания контрольных, курсовых и дипломных работ.
Таким образом, обладая возможностью заранее изучить необходимый материал и подготовиться к занятиям, студенты более активно вступают в дискуссию, обоснованно и аргументированно ведут диалог, анализируют ситуации, отстаивают своюпозицию на занятии.
Одной из основных форм самостоятельной учебы студентов-заочников в межсессионный период является выполнение письменных работ, что способствует более глубокому усвоению изучаемых дисциплин, приучает к точному изложению своих мыслей, развивает умение аргументировать юридические положения и научные выводы. Важным условием эффективности письменной работы является полная самостоятельность и творческий подход к ее выполнению. Для организации надлежащей самостоятельной работы студентов нами разработаны методические рекомендации по выполнению письменных работ, которые несколько отличаются от общепринятых. Наряду с тематикой работ, в них включены развернутые планы изложения материала, практические и поисковые задания, тексты задач, тесты, рекомендуемые источники, а также описание порядка выполнения и оформления работы, сроки ее предоставления, порядок защиты. Такой материал позволяет студентам спланировать свою работу, своевременно найти необходимый источник, правильно изложить ответы на поставленные вопросы, надлежаще подготовить работу к защите.
Одной из обязательных форм учебного процесса являются семинарские занятия. Они призваны углубить знания студентов, развивать навыки их самостоятельной работы, научить анализировать материал, делать выводы, обобщения, применять знания при решении задач. С целью повышения эффективности данной формы работы, мы сочли необходимым заранее предоставить студентам планы семинарских занятий в межсессионный период (либо на предыдущей сессии), что позволит им надлежаще подготовиться, изучить необходимую литературу и нормативные акты, выполнить практические задания. Мы исходили также из того, что задания к семинарским занятиям должны быть разнообразными, позволяющими оптимально рассмотреть тему, закрепить знания, приобрести навыки.
Таким образом, студенты, получая предварительно объем заданий, самостоятельно готовятся к ним, определяя степень своего участия в учебном процессе. А активные формы практических занятий приучают студента к общению с аудиторией, прививают навыки публичных выступлений.
С нашей точки зрения, преподавание правовых дисциплин может и должно быть творческим и интересным. Как и все люди, студенты лучше всего осваивают что-либо в процессе практической деятельности. Студенты, конечно же, обязательно должны читать учебники, монографии, биографии известных юристов, статьи в юридических изданиях, изучать нормативные акты. Но в то же время, на занятиях можно разыгрывать деловые игры, разгадывать кроссворды, загадки, проводить викторины, конкурсы, осуществлять постановку пьес. Однако для эффективного участия в подобных видах деятельности студенту необходимо проделать большой объем самостоятельной работы, так как вышеперечисленные виды активности требуют не только знаний, но и умений оперативно их использовать.
Активные методы позволяют повысить ответственность каждого участника за его личное образование, сделать процесс обучения более индивидуально-ориентированным. В ходе их проведения студент не только усваивает уже имеющуюся информацию, но и получает новые знания, самостоятельно решает предлагаемые задания, развивает логическое мышление и практические навыки, формирует готовность к будущей практической деятельности.
Одним из таких методов является дискуссия, которая направлена на решение сложных проблем на основе обсуждения совместного опыта. Дискуссия позволяет студентам научиться отстаивать свою точку зрения при взаимодействии друг с другом и с преподавателем. В нашей работе она используется в том случае, когда на проблему следует посмотреть с разных сторон перед принятием решения. Формы дискуссии – разнообразны: от управляемой дискуссии (основная и активная роль отводится преподавателю), публичной дискуссии (без активного участия преподавателя) до дискуссии в подгруппах.
Попытка использования такого дискуссионного метода обучения как дебаты предпринимается нами совсем недавно и весьма осторожно. Многие студенты не имеют достаточного уровня критического мышления и навыков активной коммуникации, необходимых для отстаивания своих взглядов. В плане овладения методикой организации дебатов предстоит многому научиться и нам – преподавателям. Любая дискуссия должна быть заранее спланирована и продумана. А студентам должны быть заранее поставлены задачи, чтобы они смогли самостоятельно подготовиться к грамотной аргументации, подобрать наиболее удачный фактический материал, определить роли и т.д.
В процессе занятий, организованных в дискуссионной форме, осуществляется проверка и закрепление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельного изучения литературы, разрешаются неясные вопросы, систематизируется разрозненная информация. Здесь идет процесс воспитания правовой культуры студента, формируется его умение логически и аргументированно излагать свои мысли, вырабатываются навыки оперирования юридическими терминами, пользования нормативными правовыми актами. Поскольку способности проявляются, изменяются и развиваются в деятельности, то и задача преподавателя заключается в том, чтобы организовать построение такой деятельности студентов, в процессе которой развивались бы их способности. Решению названных задач соответствует игровая форма обучения.
Обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности студентов, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваевается 90% информации. В частности, для контроля усвоения терминологии по изучаемой теме мы организуем игру-практикум «Узнай термин». Командам (2-3) предлагается выбрать из набора терминов те, которые относятся к теме (слова написаны на отдельных карточках). После этого необходимо дать определение понятия, раскрыть его объем и т.д.
Некоторые занятия организуются в виде деловых игр. Студентам предлагается в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку, закрепить полученные знания, приобрести навыки для предстоящей практики.
Далеко не полностью раскрыт в преподавании и такой вид игровой деятельности как кроссворды. Тем не менее, кроссворды, разработанные нами по отдельным темам, способствуют выработке у студентов навыков работы со словарно-справочной литературой, овладению содержанием основных понятий изучаемого предмета в интересной игровой форме. Ведется работа по созданию компьютерной версии кроссвордов по курсу «Гражданское право», которое является основополагающей отраслью права. Контролирующие возможности кроссвордов достаточно широки. Их можно использовать, контролируя подготовку к определенному занятию, а также для контроля знаний по определенной теме курса и проведения зачета в вузе по соответствующей дисциплине.
Для преподавателей может представлять интерес и такая форма закрепления и проверки знаний, как организация работы студентов по правилу «Знаешь сам – научи другого». Именно обучение других способствует усвоению материала на 90%. С тех пор, как в Университете Джорджтауна в 1972 году была открыта программа по «уличному праву», более чем 40 других правовых школ США объединили свои усилия для того, чтобы преподавать практическое право обществу в целом. В рамках программ сотрудничества со средними школами по правовому просвещению, студенты, изучающие право, получили возможность вести правовые курсы в некоторых местных школах. Такая практика заставляет студентов углублять свои правовые знания и развивать навыки, так как они рассказывают о том, как законы влияют на нашу повседневную жизнь, объясняют значение содержания Конституции, обсуждают способы разрешения споров, защиты своих прав и интересов. Самостоятельное преподавание требует от студентов организации мыслей, способности быстро соображать, развития навыков выступления перед публикой. Они разрабатывают тщательные планы занятий, которые проводятся с применением интерактивных методов преподавания (ролевые игры, имитации судебных процессов, решение конкретных ситуаций).
Еще одним важным аспектом рассмотрения самостоятельной учебной работы студентов является экзаменационная сессия. Подготовка к ней позволяет осмыслить теоретический курс, обобщить и закрепить материал, привести его в определенную систему. Студентов необходимо ознакомить с требованиями, предъявляемыми к экзамену и зачету, и, как указывалось выше, они должны быть заранее обеспечены учебными программами, учебно-методическими материалами, четко сформулированными вопросами по курсу. Предоставление такой возможности упорядочивает самостоятельную работу студентов по подготовке к экзаменам и зачетам, делает ее целенаправленной и эффективной.
В предсессионный и сессионный период мы максимально пытаемся информировать студентов о порядке подготовки и проведения зачетов и экзаменов. В частности, в мае и декабре издается внутривузовская газета, в которой сообщается необходимая информация о предстоящей сессии, о правилах приема зачетов, экзаменов и др.
В заключение статьи следует отметить, что, на наш взгляд, правильная организация самостоятельной работы студентов является важнейшим звеном во всей системе учебного процесса, имеет решающее значение для обеспечения высокой успеваемости и формирования прочных знаний.
Вместе с тем, проблема активизации самостоятельной работы студентов требует дальнейшего поиска эффективных приемов и способов совершенствования учебного процесса. В частности, нам видится необходимость решения таких вопросов как:
1. Создание базы данных типовых программ, модульных учебно-методических комплексов по каждой дисциплине.
2. Разработка и внедрение новых методик преподавания с целью активизации и повышения эффективности самостоятельной работы студентов.
3. Обучение преподавателей новым приемам и методам работы, обобщение опыта работы новаторов, обмен опытом и его распространение.
4. Создание и внедрение современных образовательных технологий.