Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

 

С.С.Кашлев

 

 

Предметом научной рефлексии автора данной статьи являются педагогические условия развития субъектности студента – будущего специалиста. Субъектность определяется как цель университетского образования. Под педагогическими условиями для развития учащихся (студентов) понимаются: целенаправленно организованная педагогом (преподавателем) педагогическая среда, система педагогических средств, комплекс педагогических взаимодействий. Развитие в данном контексте можно интерпретировать как процесс совершенствования, изменения состояния, степени качества психологической, теоретической и практической готовности специалиста к профессиональной деятельности.

Прежде чем дать обоснование этих условий, попытаемся осмыслить понятие субъектности как цели университетского образования.

Для начала приведем несколько зарисовок – ситуаций из школьной и вузовской практики образования.

Так, на уроках в гимназии, при подготовке творческих заданий (например, рассказа о системе образования той или иной страны) учащиеся чаще всего оперируют наиболее доступными (достаточное количество экземпляров, есть в библиотеке гимназии, не вызывают сложности в восприятии содержания и т. д.) материалами, источниками информации. На вопрос о том, где обнаружена информация, неизменно в последнее время следует ответ: «Найдена в Интернете».

Несколько ситуаций из вузовской практики. Одна из них характерна для многих вузов: по окончании лекции преподаватель обращается к аудитории – «Есть ли вопросы по обсуждаемой проблеме?» Как правило, вопросов, адресованных как преподавателю, так и себе, у студентов не возникает (или же они отказываются их озвучивать). Другая ситуация также встречается очень часто в деятельности многих преподавателей: если студентам рекомендуется для выполнения домашнего задания какой-либо текст, и он находится не в общедоступном учебнике или журнале (а требует библиографического поиска, посещения библиотеки, работы с каталогом и т. п.), то задание – чаще всего – остается невыполненным. А студенты в свое оправдание приводят один «веский» довод: «Искали источник, но не нашли; в библиотеке и читальном зале его нет». Еще одна ситуация: в последние годы, рекомендуя студентам конспектирование или ксерокопирование какого-либо текста с последующей проработкой, убеждаешься в том, что лишь единицы из них делают конспекты (на сто человек – два-три конспекта), все остальные предпочитают ксерокопирование, причем, без «знакомства» с текстом и без его проработки.

Один пример из практики работы с учителями. При проведении с педагогами какой-либо школы (или с руководителями школ) первого научно-методического семинара (при систематической работе с одним и тем же составом слушателей картина совершенно другая) чаще всего, уже по ходу семинара, от педагогов поступают предложения «стать на их место» и попытаться реализовать все эти «умные» идеи, о которых говорит руководитель семинара. Или педагоги начинают описывать конкретные педагогические ситуации из своей практики обучения и воспитания и выспрашивать руководителя семинара о модели их поведения с их классом, в их ситуации. Или довольно часто учителя требуют вооружить их универсальными «рецептами» педагогического воздействия на учащихся, наработанными наукой.

Сравнение и анализ приведенных образовательных ситуаций свидетельствует о достаточно низком уровне активности, самостоятельности, ответственности, творчества в деятельности, самоактуализации и саморегуляции в поведении и деятельности учащихся, т. е. их субъектности в своей образовательной деятельности, в жизнедеятельности, профессиональной деятельности. А ведь это, на наш взгляд, один из ведущих показателей эффективности функционирования существующей системы образования, традиционного педагогического процесса.

Позволю себе утверждать, что педагогический процесс является главным фактором развития учащегося, в частности студента. Кем является студент в педагогическом процессе вуза? Какие функции выполняет?

В традиционном – авторитарно-императивном, личностно отчужденном педагогическом процессе, а это массовая практика современного вуза, студент является объектом педагогического воздействия преподавателя, выполняя функцию приемника информации, транслируемой в его сознание педагогом. В подтверждение этого вывода еще одна иллюстрация. На заседании кафедры идет обсуждение открытой лекции доцента, который демонстрировал в ходе лекции модель интерактивного взаимодействия со студентами. Один из профессоров, присутствовавший на лекции, в ходе ее анализа задает лектору ряд вопросов, одновременно давая оценку его деятельности: «Зачем Вы даете несколько точек зрения разных авторов по одному вопросу? Это нецелесообразно»; «Зачем приводите несколько определений одного и того же понятия? Это вносит путаницу в несформированное сознание студента»; «Зачем Вы спрашиваете мнение студентов по изучаемой проблеме, ведь они же еще с ней не знакомы? Это пустая трата времени». И тут же заключает: «Надо экономить время на лекции и давать студентам как можно больше непротиворечивой информации, целенаправленно готовить их к экзамену, ведь у них нет учебника».

Цель (осознаваемый конечный результат) реформируемого педагогического процесса современного вуза – развитие студента – будущего специалиста как субъекта собственного образования, как субъекта собственной стратегии жизни, как субъекта собственного развития.

Думается, что эта формулировка цели как природосообразна, так и культуросообразна, т.е. соответствует природе, психологии человека, коррелирует с эпохой, сегодняшним временем, новациями в образовании, достижениями в развитии гуманитарного знания, современными исследованиями в психологии и педагогике, новыми образовательными технологиями.

Кто же такой студент – субъект своего образования?

Субъектность студента – это состояние личностного и профессионального развития, выражающееся в его способности успешно адаптироваться в постоянно изменяющуюся образовательную, социокультурную ситуацию, его потребности в проявлении активности, самостоятельности в организации взаимодействия с преподавателем, продуктивного педагогического взаимодействия, в осознании им ответственности за создание условий своего развития. Субъектность студента связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность, свое образование, процесс профессионального становления в предмет практического преобразования и совершенствования.

Сущностными признаками этого состояния личности студента – будущего специалиста – являются его готовность и способность:

·      управлять своими действиями;

·      моделировать, планировать способы своей деятельности, взаимодействия;

·      реализовывать намеченные программы;

·      контролировать ход и адекватно оценивать результаты своих действий, взаимодействий;

·      рефлексировать свою деятельность, деятельность других, взаимодействие.

Как реализовать эту цель университетского образования, как построить педагогический процесс вуза, соответствующий запросам индивида и времени, общества?

Методической основой организации и осуществления педагогического процесса современного вуза являются философская и педагогическая антропология, идеи гуманистической философии и психологии.

Философская антропология провозглашает человека доминирующим предметом философской рефлексии, рассматривает человека не только как предмет познания, но и как первопричину всех явлений, с ним связанных. Суть антропологического принципа в философии состоит в объяснении смысла и значения окружающего мира из категории человека. Антропологический подход в педагогике базируется на восприятии человека как универсальной, активной, свободной и ответственной сущности, т. е. его основополагающей способности – быть субъектом своей жизнедеятельности, своего образования и воспитания. Антропологический подход к организации антропологического процесса состоит в вере в широкие потенциальные возможности человека и возможность развития этих потенций в педагогическом процессе.

Гуманистические философы и психологи (И.А.Бердяев, А.Камю, А.Маслоу, К.Роджерс, Ж.Сартр, В.Франкл, Э.Фромм, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.) видят назначение человека в реализации требования «стать самим собой», в процессе жизни «определить свое самобытие» и через него «осуществить себя» в окружающем мире. По их мнению, индивид призван творить себя сам! А в этой связи можно предположить, что педагогический процесс должен быть направлен на создание условий самотворения, самостроительства, самосозидания, самообразования (образования, создания своего индивидуального образа «Я», своей «Я – концепции», саморазвития, «Я и садовник, я же и цветок», – утверждает О. Мандельштам, подчеркивая идею саморазвития человека и его личную ответственность за создание условий своего развития).

Каковы же эти условия самостроительства будущего специалиста, из которых складывается педагогический процесс современного реформируемого вуза?

Прежде всего, в педагогическом процессе университета необходим широкий полилог всех участников этого процесса, предполагающий право каждого на индивидуальную точку зрения, возможность существования любой точки зрения, отказ от абсолютной истины. В первую очередь преподаватель отказывается от установки глаголить «истину в последней инстанции». Полилог – это многоголосие, в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия. Педагогическая сущность полилога определяется также и диалогичностью обучения.

Организация диалогического общения преподавателя и студентов – другое условие реализации цели университетского образования. Диалогичность общения – это всемерная помощь преподавателя студенту в создании условий саморазвития, помощь быть самим собой, быть самостоятельным, помощь в формировании своего образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи. За диалогичностью общения стоит восприятие студента полноправным участником педагогического процесса вуза, субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия на него. Диалог – это стиль взаимоотношений преподавателя и студента, их умение слушать и слышать друг друга. Это право и преподавателя, и студента быть самим собой, право на самовыражение, самореализацию, право реализовать сой личностный потенциал по своей модели, своему плану. Диалогичность общения предполагает и внутренний диалог участников педагогического процесса, т. е. их потребность и способность к рефлексии своей деятельности, деятельности другого, а также взаимодействия.

Полилог и диалог – важнейшие условия организации смыслотворчества студентов. Смыслотворчество в педагогическом процессе есть осознанная деятельность по созданию субъектами этого процесса через их взаимодействие нового содержания, значения чего-либо в окружающей действительности, рефлексия явлений действительности, своей деятельности, взаимодействия с другими с позиций своей индивидуальности.

Так как процесс создания субъектом смысла в своей основе имеет процесс понимания, который сопряжен с усвоением определенной системы знаний, то можно предположить, что структура усвоения знаний будет определять и структуру смыслотворчества. Структура смыслотворчества будет складываться из следующих компонентов: смысловосприятие, смыслоактуализация, смыслопонимание (формулировка индивидуального смысла), представление (презентация) индивидуальных смыслов, обмен индивидуальными смыслами, обобщение, рефлексия смыслов, закрепление, применение нового (измененного, обобщенного) смысла.

Организация смыслотворчества в педагогическом процессе вуза предполагает интеллектуальную творческую деятельность студентов и преподавателя по созданию нового смысла через представление ими своих индивидуальных смыслов и обмен этими смыслами в целях их обогащения. Содержание педагогического процесса вуза становится продуктом, результатом смыслотворчества его участников.

Структура процесса смыслотворчества определяет и технологию организации смыслотворчества в педагогическом процессе.

Необходимое условие организации смыслотворчества – организация мыследеятельности студентов, которая предполагает осуществление мыслительной деятельности, выполнение различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация, категоризация и другие). Организация мыследеятельности студентов предполагает систему мыслительных операций, используемых в целях развития участников педагогического процесса, а также разнообразие сочетаний различных форм организации мыслительной деятельности (индивидуальной, в парах, в составе творческих групп и т. д.). Один из оптимальных способов организации мыследеятельности студентов – проблемное обучение.

В системе педагогических условий развития субъектности студента – будущего специалиста – необходимо выделить и свободу выбора, определяющую возможность участников педагогического процесса вуза в сознательном регулировании и активизации своей деятельности, взаимодействия с другими, которые способствуют их оптимальному развитию, саморазвитию.

Свобода выбора в педагогическом процессе – это возможность проявления субъектами педагогического взаимодействия своей воли, это их способность к сознательному регулированию и активизации поведения и деятельности, это потребность и готовность в преодолении препятствий, трудностей в деятельности, возможность участвовать самостоятельно, возможность действовать, взаимодействовать, это осознанная ответственность за осуществляемый выбор.

Реализация этого условия развития студентов предполагает свободу выбора содержания педагогического процесса (программы, учебного пособия и т. д.), форм и способов организации своей деятельности, взаимодействия с другими (в составе той или иной творческой группы, индивидуально и т. д.), пособов контроля и проверки знаний (различные варианты экзамена и зачета).

Еще одно из условий – создание ситуации успеха. Это условие предполагает целенаправленное создание комплекса внешних и внутренних условий получения участниками педагогического взаимодействия удовлетворения, радости, проявления спектра положительных эмоций от самого образовательного процесса и его результата.

Создание ситуации успеха обуславливает осознание педагогом и учащимися успеха как мотива саморазвития. Ситуация успеха в деятельности создается при использовании разнообразных педагогических средств, провоцирующих студентов на проявление своей субъектности. Один из способов создания ситуации успеха студента в деятельности – позитивность, оптимистичность оценивания его деятельности, результатов взаимодействия, а также право студента на самооценку, оценку деятельности педагога.

Особое место в системе педагогических условий развития субъектности студента занимает организация его рефлексивной деятельности.

Так как развитие субъектности – процесс внутренний, то судить о нем может, прежде всего, сам субъект развития, субъект деятельности. Оценка результативности, конструктивности развития, саморазвития осуществляется субъектом через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ, т. е. через рефлексию.

Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования студентом (участниками педагогического взаимодействия) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение преподавателем состояния развития студента и наоборот. Рефлексия в педагогическом процессе вуза – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической образовательной ситуацией, с тем, что составляет эту ситуацию: преподавателем, учащимися, содержанием, способами взаимодействия, педагогическими технологиями, педагогическими средствами и условиями и т.д. Суть педагогической образовательной ситуации состоит во взаимодействии педагога и учащегося, где деятельность одного детерминирует определенную деятельность другого.

Процедура рефлексивной деятельности участников педагогического процесса вуза может включать следующие компоненты: 1) фиксирование состояния развития; 2) определение причин этого; 3) оценку продуктивности развития от состоявшегося педагогического взаимодействия.

Интегрированным педагогическим условием развития субъектности студента – будущего специалиста – является интерактивное педагогическое взаимодействие преподавателя и студента, признаками которого можно определить все вышеназванные условия.

Интерактивное педагогическое взаимодействие – это непосредственная целенаправленная межличностная коммуникация участников педагогического процесса. Важнейшей особенностью этой коммуникации является способность педагога и учащихся «принимать роль другого», представлять, как их воспринимает партнер по общению и соответственно интерпретировать педагогическую ситуацию, конструировать собственные действия. Интерактивное взаимодействие – это взаимовлияние участников педагогического процесса, в основе которого лежит личный опыт жизнедеятельности каждого.

Интерактивное взаимодействие предполагает систему взаимодействий: со стороны педагога – планируемых, со стороны учащихся – ситуативных и неожиданных, в процессе которых создаются условия оптимального развития их субъектности.

Интерактивное взаимодействие представляет собой процесс обмена деятельностями между педагогом и учащимися, обусловленностью деятельности учащихся деятельностью педагога и наоборот. Это процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними; наличие общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. Интерактивное взаимодействие – это интенсивная коммуникативная деятельность участников педагогического процесса, разнообразие и смена видов и форм, способов деятельности.

Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно-отчужденного педагогического процесса. Приоритетами интерактивного педагогического взаимодействия являются такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность смыслотворчества, рефлексия и др. Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.

Интерактивное педагогическое взаимодействие результирующим признаком имеет межсубъектные отношения участников педагогического процесса, что определяет восприятие ими друг друга как полноправных участников этого процесса, как неповторимых индивидуальностей, осознающих свою собственную типологию.

 

 


Назад


Hosted by uCoz