Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru
|
Университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002 |
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.В. Минченко
Важнейшей задачей высшего образования на современном этапе является развитие творческой активности студентов, которая проявляется в умении самостоятельно анализировать различные профессиональные, организаторские и другие проблемные ситуации и находить пути их решения.
Самостоятельность – важнейшее качество личности, выражающееся в направленности мышления и деятельности на малую зависимость от руководителя или других людей.
Следует отметить, что в своих философских лекциях И. Кант указал на развитие важного для прогресса науки и общества качества личности – самостоятельного мышления и действия. Он выдвинул положение о том, что в обучении и учении будет полезнее овладение не готовыми источниками, а «методом самостоятельного размышления и умозаключения». «Своеобразным методом преподавания мировых истин должен быть метод выведывания (расспросов)». Немецкий философ И.Г. Фихте в своих выступлениях, лекциях и публикациях по педагогике высшей школы основное внимание уделял развитию самостоятельности мышления и действия, действия и мышления, которые ориентированы на идею совершенствования человеческого рода, коренное улучшение общественных отношений и широкое применение рациональной науки.
Прогрессивные педагогические идеи и представления в области педагогики того времени требуют критического осмысления и взятия на вооружение современной высшей школой. Ее целью на современном этапе, с нашей точки зрения, является формирование личности, выработка таких ее мировоззренческих позиций и установок в отношении обучения и профессии, которые соответствовали современным требованиям и гарантировали бы успех практической деятельности специалиста.
Главным условием достижения этой цели в вузе служит самостоятельность учения. С психологической точки зрения под самостоятельностью учения понимают достижение личностью такого уровня саморегуляции учения и других форм деятельности и отношений в процессе усвоения знаний, который обеспечивает развитие личности. Расширяя свои знания, вырабатывая и приобретая новые навыки и умения, студент может внутренне существенно изменяться, развивать свои способности, убеждения, черты характера и поведения.
Самостоятельное учение является одной из форм обучения, где центральным звеном является диалектика взаимосвязи и взаимозависимости отношений в системе студент-преподаватель. Преподаватель уясняет цели и задачи учебно-воспитательного процесса, выбирает средства и методы достижения этой цели, оказывает влияние на действия студента, проверяет результаты его деятельности, корректирует свои действия и т.д. Студент в процессе учения удовлетворяет свои учебные и познавательные интересы, проявляет активность (или пассивность), выражает своё отношение к тому, чему и как его учат и т.д. Вместе с тем, учебно-воспитательный процесс является совместной деятельностью преподавателя и студента. Следовательно, результат этой деятельности зависит как от тех, кто обучает, так и от тех, кто учит, а также от согласованности их общей деятельности.
Видом взаимосвязи профессиональной деятельности преподавателя и познавательной деятельности студента является метод обучения. Если преподаватель в качестве цели рассматривает формирование творческого типа мышления, то ведущая роль в учебно-воспитательном процессе должна принадлежать самостоятельной работе студента. Знание только тогда становится истинным достижением человека, когда оно проходит сквозь призму личного отношения к нему, приобретает «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев). В сущности, студент учится постольку, поскольку учит себя сам, и поскольку преподаватели сумели организовать его собственную познавательную деятельность.
В этом случае преподаватель должен организовать такое проведение лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий и, в первую очередь, внеаудиторной работы, чтобы они проходили при максимальном вкладе собственного труда студента. Следует отметить, что лекционная форма обучения характеризуется меньшей ролью самостоятельности студента по сравнению с семинарскими и лабораторными занятиями, а внеаудиторная работа – наибольшей ролью. В связи с этим самостоятельную работу чаще всего следует рассматривать как внеаудиторную работу.
Внеаудиторная работа может быть обязательной (самоподготовка к занятию) и необязательной, связанной с глубоким и всесторонним изучением какого-либо вопроса (самообразование).
Внеаудиторная обязательная работа является логическим завершением аудиторных занятий (проработка лекций, учебного материала, подготовка к семинару, лабораторной работе). Затраты времени на неё не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам студент в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Преподаватель не принимает участия непосредственно в учебном процессе, но результаты работы студента анализируются и оцениваются преподавателем. Внеаудиторная обязательная работа способствует формированию навыков самостоятельного получения новых знаний и их использования, развивает навыки самоконтроля и самооценки результатов своей работы, её положительных сторон и недостатков, воспитывает ответственное отношение к результатам выполнения заданий.
Внеаудиторная работа, связанная с углубленным изучением материала, не входит в учебный план, но расширяет кругозор и углубляет знания по предмету. Этот вид внеаудиторной работы включает участие в научно-исследовательской работе, чтение и проработку научной литературы в библиотеке, написание рефератов и курсовых работ, подготовку оригинальных выступлений на семинарах, умелое использование знаний при решении конкретных практических задач и т.д. Так, например, при написании реферата или выполнении НИР студент обращается к научной литературе, прорабатывает её, анализирует, извлекает необходимые сведения, обобщает факты, учится логически рассуждать и т.д. Такая работа имеет ярко выраженный творческий характер и развивает потребность к будущему самообразованию.
Формирование способностей к самообучению и самообразованию осуществляется последовательно, с учётом сформированности у студентов различных учебных и познавательных умений (например, работать с книгой, планировать эксперимент, строить графики, таблицы, написать реферат и т.д.).
Студентов следует обучать методам самостоятельного учебного труда. Важную роль при этом играет ориентировочная основа действий (деятельности), которая определяет быстроту формирования и качество действий и, в конечном итоге, качество всего обучения в целом. Ориентировочная основа представляет собой систему ориентиров (указаний), даваемых студенту преподавателем или самостоятельно выделяемых студентом. Эффективность ориентировочной основы зависит от её содержания (от степени обобщения знаний) и от полноты отражения в ней условий, определяющих успешность действий. Эти условия и есть те ориентиры, которые даются студенту преподавателем в том или ином количестве, зависящем от многих факторов (целей учения, исходного уровня знаний, новизны материала, индивидуальных качеств студента и преподавателя и т.п.). Число ориентиров (указаний преподавателя) и их характер определяется методами обучения (алгоритмизированное, программированное, проблемное, исследовательское). Так, например, при алгоритмизированном обучении студенту даются указания к выполнению отдельных операций и действий, касающихся узких и частных вопросов изучаемой науки. При исследовательском обучении ориентиры представлены в виде системы изучаемой науки, её учений, внутридисциплинарных и междисциплинарных связей.
Эффективность самостоятельной работы определяется не количеством и объёмом заданий, а объёмом и качеством приобретённых знаний, умений и навыков. Уровень приобретённых знаний и умений отслеживается с помощью контроля. Поэтому контроль обладает высокой обучающей и воспитательной функцией. Благодаря контролю студенты корректируют свои знания и познавательную деятельность, приобретают новые знания. Контроль приучает студента к постоянному и ответственному учебному труду, дисциплинирует, развивает такие качества личности, как самоконтроль и самооценка. Контроль познавательной деятельности студента важен и для преподавателя. Он позволяет следить за усвоением знаний, выявлять типичные ошибки, оценивать качество преподавания, корректировать свои действия и т.д. В учебном процессе обычно применяют три вида контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль осуществляется еженедельно при изучении отдельных тем и проводится методом программированных или письменных заданий, а также устного опроса.
Промежуточный (или блочный) контроль осуществляется по мере прохождения блоков материала в виде собеседований или коллоквиумов.
Итоговый контроль рассчитан на проверку усвоения материала всей дисциплины и проводится в виде зачёта и экзамена (в устной или письменной форме).
Контроль в обучении проявляется в оценке знаний. Оценка знаний – это процесс, состоящий в определении степени соответствия сформированных у студента знаний, умений и навыков задаваемым целям обучения. Оценка знаний, являясь сложным и трудным процессом, часто бывает субъективной. Главная причина необъективности оценки знаний заключается в несоответствии приёмов количественной оценки объёма и количественной оценки качества знаний. К другим причинам следует отнести отсутствие сформированных требований к ответу, механизма оценки знаний, небольшое число вопросов в контрольном задании или билете, личные качества преподавателя и др. Необъективная оценка воспринимается студентом как несправедливая. Трудности в оценке знаний возникают ещё из-за применения различных способов (регистрации, рангового и интегрального измерений).
В заключение следует отметить, что самостоятельная работа – это индивидуальная (или коллективная) работа студента, которая осуществляется под руководством преподавателя, роль которого должна оставаться преобладающей, особенно на младших курсах.