Центр проблем
развития образования Белорусского
государственного университета www.charko.narod.ru |
Университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002 |
ПЕРЕДОВАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К.С. Выдра
Под передовой образовательной технологией обучения нами понимается система средств, форм и методов организации учебного процесса, которые гарантируют заданный уровень качества подготовки конкурентоспособного специалиста.
Показателями качественной подготовки специалиста, на наш взгляд, являются два основных интегральных критерия:
1) время, необходимое выпускнику вуза для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью;
2) количество «родственных» (смежных) специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени на их освоение.
Статья анализирует два условия успешной реализации передовой образовательной технологии обучения в условиях университетского образования: использование компьютерных систем в учебном процессе и создание среды для развития профессионального потенциала личности студента в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы.
Использование компьютерных систем обуславливается их универсальностью.
Компьютерные системы в силу универсальности их использования и возможности сохранения больших объемов информации исключительно хорошо подходят для выполнения функций, связанных с информационной стороной чтения учебных курсов, а именно:
1) осуществления контроля уровня знаний, создания специализированных баз данных для тестирования обучаемых;
2) быстрого поиска необходимой информации. (С 1998 года кафедра информатики и вычислительной техники использует и развивает собственный образовательный Internet-сервер (http://news.grsu.unibel.by:8080), который содержит раздел электронных конспектов, большое количество ссылок на образовательные ресурсы.);
3) обеспечения лекционным материалом и лабораторными практикумами. На кафедре ведется работа по созданию электронных учебных пособий по читаемым курсам и спецкурсам. Разрабатываются электронные версии лабораторных практикумов. С 1999 года в учебный процесс началось внедрение проекта виртуального класса, который позволяет проводить часть лабораторных занятий в режиме сетевого общения.
С целью создания среды для развития профессионального потенциала личности создано Общественное объединение преподавателей и студентов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы «Поиск», которое ставит перед собой следующие задачи:
· формирование психологической готовности и способности студентов самостоятельно приобретать новые знания, решать научно-исследовательские и производственные задачи;
· содействие повышению престижа университета;
· содействие укреплению связей ГрГУ им. Я. Купалы с другими высшими учебными заведениями;
· дальнейшее развитие научно-исследовательской деятельности университета;
· практическое внедрение результатов научно-исследовательской деятельности на предприятиях города и области;
· выполнение производственных заказов, связанных с тематикой лабораторных, курсовых, производственных практик и дипломных работ;
· выполнение совместных программ, связанных с научно-исследовательской деятельностью других студенческих организаций;
· разработка программных изделий, связанных с деятельностью ГрГУ, других вузов и предприятий;
· содействие в трудоустройстве студентов;
· участие в создании международных союзов общественных объединений, налаживание прямых международных контактов и связей;
· защита прав и законных интересов своих членов в хозяйственных государственных и общественных органах и организациях;
· использование глобальной сети Internet;
· создание Wев-сайта для дистационного обучения.
Общественное объединение преподавателей и студентов «Поиск» действует для достижения уставных целей и задач в соответствии с действующим законодательством следующими методами:
· сотрудничество с органами государственной власти и управления, а также с общественными объединениями в республике и за ее пределами;
· сотрудничество и взаимопомощь с международными организациями;
· изучение общественного мнения о деятельности ГрГУ им. Янки Купалы;
· осуществление производственно-хозяйственной деятельности, направленной на решение уставных целей и задач.
Передовая образовательная технология обучения студента в объединении организована в различных формах: глубокое изучение всех рекомендованных источников, основной и дополнительной литературы; получение консультаций у преподавателей и специалистов непосредственно на предприятиях города Гродно и Гродненской области по вопросам, связанным с решением проблемных заданий, самостоятельная работа студентов.
Самостоятельную работу студента обеспечивает комплекс образовательных услуг:
· библиотека, укомплектованная учебной и научной литературой;
· электронная почта, позволяющая студенту задавать вопросы преподавателю и получать исчерпывающую информацию, касающуюся организации и методологии поиска ответа на конкретное задание;
· возможность работать с системой документов университетского сервера, осваивать методы доступа к новой информации, эффективно использовать возможности сети Internet.
Литература
1. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608с.
2. Выдра К.С. ТехноОБРАЗ 2001: Технологии непрерывного образования и саморазвития личности: Материалы международной научной конференции. В 3ч. – Ч.3 / Отв. Ред. Проф. В.П.Тарантей. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 416 с.
3. Отчет о работе кафедры информатики и вычислительной техники Гродненского государственного университета имени Янки Купалы за 1999/2000 учебный год.