Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002

 

 

ПЕРЕДОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

К.С. Выдра

 

Под передовой образовательной технологией обучения нами понимается система средств, форм и методов организации учебного процесса, которые гарантируют заданный уровень качества подготовки конкурентоспособного специалиста.

Показателями качественной подготовки специалиста, на наш взгляд, являются два основных интегральных критерия:

1)        время, необходимое выпускнику вуза для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью;

2)        количество «родственных» (смежных) специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени на их освоение.

Статья анализирует два условия успешной реализации передовой образовательной технологии обучения в условиях университетского образования: использование компьютерных систем в учебном процессе и создание среды для развития профессионального потенциала личности студента в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы.

            Использование компьютерных систем обуславливается их универсальностью.

            Компьютерные системы в силу универсальности их использования и возможности сохранения больших объемов информации исключительно хорошо подходят для выполнения функций, связанных с информационной стороной чтения учебных курсов, а именно:

1)        осуществления контроля уровня знаний, создания специализированных баз данных для тестирования обучаемых;

2)        быстрого поиска необходимой информации. (С 1998 года кафедра информатики и вычислительной техники использует и развивает собственный образовательный Internet-сервер (http://news.grsu.unibel.by:8080), который содержит раздел электронных конспектов, большое количество ссылок на образовательные ресурсы.);

3)        обеспечения лекционным материалом и лабораторными практикумами. На кафедре ведется работа по созданию электронных учебных пособий по читаемым курсам и спецкурсам. Разрабатываются электронные версии лабораторных практикумов. С 1999 года в учебный процесс началось внедрение проекта виртуального класса, который позволяет проводить часть лабораторных занятий в режиме сетевого общения.

С целью создания среды для развития профессионального потенциала личности создано Общественное объединение преподавателей и студентов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы «Поиск», которое ставит перед собой следующие задачи:

·       формирование психологической готовности и способности студентов самостоятельно приобретать новые знания, решать научно-исследовательские и производственные задачи;

·       содействие повышению престижа университета;

·       содействие укреплению связей ГрГУ им. Я. Купалы с другими высшими учебными заведениями;

·       дальнейшее развитие научно-исследовательской деятельности университета;

·       практическое внедрение результатов научно-исследовательской деятельности на предприятиях города и области;

·       выполнение производственных заказов, связанных с тематикой лабораторных, курсовых, производственных практик и дипломных работ;

·       выполнение совместных программ, связанных с научно-исследовательской деятельностью других студенческих организаций;

·       разработка программных изделий, связанных с деятельностью ГрГУ, других вузов и предприятий;

·       содействие в трудоустройстве студентов;

·       участие в создании международных союзов общественных объединений, налаживание прямых международных контактов и связей;

·       защита прав и законных интересов своих членов в хозяйственных государственных и общественных органах и организациях;

·       использование глобальной сети Internet;

·       создание Wев-сайта для дистационного обучения.

Общественное объединение преподавателей и студентов «Поиск» действует для достижения уставных целей и задач в соответствии с действующим законодательством следующими методами:

·       сотрудничество с органами государственной власти и управления, а также с общественными объединениями в республике и за ее пределами;

·       сотрудничество и взаимопомощь с международными организациями;

·       изучение общественного мнения о деятельности ГрГУ им. Янки Купалы;

·       осуществление производственно-хозяйственной деятельности, направленной на решение уставных целей и задач.

Передовая образовательная технология обучения студента в объединении организована в различных формах: глубокое изучение всех рекомендованных источников, основной и дополнительной литературы; получение консультаций у преподавателей и специалистов непосредственно на предприятиях города Гродно и Гродненской области по вопросам, связанным с решением проблемных заданий, самостоятельная работа студентов.

Самостоятельную работу студента обеспечивает комплекс образовательных услуг:

·       библиотека, укомплектованная учебной и научной литературой;

·       электронная почта, позволяющая студенту задавать вопросы преподавателю и получать исчерпывающую информацию, касающуюся организации и методологии поиска ответа на конкретное задание;

·       возможность работать с системой документов университетского сервера, осваивать методы доступа к новой информации, эффективно использовать возможности сети Internet.

 

            Литература

1.    Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608с.

2.    Выдра К.С. ТехноОБРАЗ 2001: Технологии непрерывного образования и саморазвития личности: Материалы международной научной конференции. В 3ч. – Ч.3 / Отв. Ред. Проф. В.П.Тарантей. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 416 с.

3.    Отчет о работе кафедры информатики и вычислительной техники Гродненского государственного университета имени  Янки Купалы за 1999/2000 учебный год.


Назад


Hosted by uCoz