Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективному преподавания к эффективному учению. 2001

 

 

АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:  ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

 

Р.Е. Лакишик

 

В условиях становления новой образовательной парадигмы задача преподавателя высшего учебного заведения состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности студентов, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность студентов смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе.

Предлагаемая статья содержит технологическое описание групповой работы и примеры ее использования на семинарских занятиях по педагогическим дисциплинам.

Цель статьи показать, как правильно организованная и понятая преподавателем и студентами групповая работа, повышая эффективность учебного процесса, влияет на развитие всей личности студента.

Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению студентов. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие студентов осуществляется паритетно, на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы студентов при непосредственном взаимодействии их между собой.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всех студентов,  в ходе  которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление студентов на группы и распределение заданий. С нашей точки зрения, в дидактическом процессе высшего учебного заведения целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все студенческие группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

Следует отметить, что применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.

Прежде всего нужно выяснить вопрос о составе студенческой учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.

При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость студентов, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать студентам, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.

Следующая практическая проблема — внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе руководителя или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор руководителя является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами (3).

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

 

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

 

II Групповая работа.

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5. Распределение заданий внутри группы.

6. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

 

III. Заключительная часть.

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

 

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться приблизительно 6 единиц, а заключительная часть — 2 (2).

Следует также подчеркнуть, что групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению.

Остановимся теперь на нашем опыте использования групповой формы работы на семинарских занятиях по педагогическим дисциплинам. Так, одной из главных целей спецкурса "Современные технологии воспитания" является осмысление студентами механизма воздействия на личность с целью наиболее полного ее развития и совершенствования педагогической интуиции студентов. Это возможно при рассмотрении большого числа реальных педагогических ситуаций. Поэтому такой вид работы, как "решение задач со многими неизвестными", присутствует на каждом семинарском занятии и предполагает решение многочисленных проблем, которые связаны, например, с адаптацией детей к условиям детского оздоровительного лагеря или взаимодействие ребенка и его окружения.

Поиски вариантов решения предлагаемых проблем проходят в малых группах. Общее задание обсуждение проблемной ситуации  предполагает тесное взаимодействие ее членов. Каждому члену группы необходимо предложить оптимальный, на его взгляд, способ решения. Работая на принципах самоуправления и сотрудничества, группа выбирает наиболее эффективный, по мнению большинства, вариант. Затем представитель, делегируемый группой, озвучивает выбранный способ решения проблемы, с которым (как наиболее конструктивным) согласились все.

Следующая группа, прежде чем представить свою точку зрения, "принимает" предложение первой группы, воспроизводя его в свободной форме, но с сохранением точного смысла, а затем сообщает свой вариант решения. Получается своеобразная «эстафета» творческих вариантов решения проблемы.

Следует отметить, что в процессе работы от одного члена группы к другому передается личностное ценное суждение. Каждый имеет право на собственную точку зрения и право на свободный самостоятельный выбор решения. Снимается состояние неуверенности студентов, что способствует формированию социальных мотивов учения, в основе которых лежат стремления к обретению желаемого статуса в среде коллег и сотрудничеству с сокурсниками.

У каждого члена группы появляется реальная возможность увидеть рядом с собой человека в его индивидуальном проявлении и принять его, так как совместная деятельность не позволяет оставаться безразличным к другим членам группы. Она заставляет становиться на те или иные позиции, что означает пересмотр отношений между членами группы в лучшую сторону и способствует развитию навыков адекватного социального поведения.

Дифференцированная групповая работа на семинарских занятиях по педагогике предусматривает фронтальную постановку общей проблемы, например: «Зарубежные системы образования в конце XX века : общее и особенное, тенденции развития». Далее следует распределение заданий по группам. Например, дать характеристику систем школьного образования Германии, Франции, США, Японии, Великобритании, т.е. каждой группе отводится своя исключительная роль в решении общей проблемы.

Групповая работа представляет собой индивидуальные выступления каждого члена группы по одному и тому же вопросу и коллективное обсуждение его содержания и логики изложения. Таким образом, у групп устанавливаются взаимные ожидания и возникает чувство ответственности за выполнение задания. Фронтальная работа, следующая за групповой, представляет собой отчет спикеров групп о проделанной работе. Содержание каждого отчета это новая ценностная информация для участников других групп, что способствует установлению социальных контактов между студентами в аудитории. От качества выполнения задания каждой группой зависит то, насколько хорошо каждый студент в отдельности решит поставленную в начале занятия проблему.

Итоговая отметка каждого студента включает как общий балл группы, полученный за выступление спикера, так и индивидуальную отметку за самостоятельную письменную работу, предполагающую обобщение по проблеме семинарского занятия.

Таким образом, можно отметить многообразие существования групповых технологий и зависимость их выбора от целей и содержания курса, творчества преподавателя, особенностей студентов. Обладая достаточно мощной побудительной силой, групповые технологии обучения способны оптимизировать учебный процесс высшего учебного заведения, сделав его более эффективным и личностно направленным.

 

Литература.

1.                   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-- М.: Народное образование, 1998.-- 256 с.

2.                   Чошанов М. Малая группа в учебном процессе // Директор школы.-- 1999.-- №4. -- С. 65-72.

 

 

 




Назад


Hosted by uCoz