Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективному преподавания к эффективному учению. 2001

 

 

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД В КУРСЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

Ж.Г. Плескач, Н.П. Хвесеня

 

На современном этапе развития общества меняется роль знаний. Они используются для систематических нововведений и новаторства и наиболее значимы в росте производительности труда людей, не занятых физическим трудом. Питер Дракер, известный американский управленец, охарактеризовал современный этап экономического развития как применение знания к знанию (1, с.100). Последние используются для отыскания наиболее эффективных способов применения имеющейся информации в целях получения необходимых результатов. Знания применяются для  того, чтобы определить, какие новые знания требуются в общественном производстве, является ли получение знаний целесообразным.

Один из путей, позволяющих отвечать на данный современный  вызов времени, заключается в подготовке специалистов, которые были бы способны самостоятельно создавать новое знание в процессе своей профессиональной деятельности.

Однако, как показывают  материалы социологического исследования "О перспективах изменения образовательного процесса в университете", только около 23,1% студентов БГУ отмечают, что их взаимодействие с преподавателями способствует порождению нового знания. Большинство же студентов (68,0%) считает, что  знание в университете транслируется как готовый продукт (2).

Формированию  способности самостоятельно конструировать знание в учебном процессе могут помочь, с нашей точки зрения, интерактивные методы обучения. Они предполагает такое взаимодействие участников  образовательного  процесса, в ходе которого и может возникать новое знание.

Следует отметить, что существуют разнообразные интерактивные методы: ролевая и деловая игра, симуляция, совместное обучение, предполагающее работу студентов в малых группах над изучением и конструированием учебного материала.  Остановимся на  характеристике последнего метода.

В своей преподавательской деятельности мы используем два вида групповой работы на учебных занятиях. Первый предполагает использование совместного обучения непосредственно на семинаре, второй состоит в вовлечении студентов в интерактивную деятельность уже до проведения занятия по определенной теме.

В этой статье предлагается рассмотреть алгоритм работы двух данных видов групповой работы на примере преподаваемого нами курса "Экономическая теория". Так, на семинарском занятии по теме «Экономические системы и их модификации», студентам было предложено выбрать такую систему, при которой они предпочли бы жить.

В основу выбора  полагались следующие социальные  и экономические критерии: экономический рост; полная занятость; экономическая эффективность; стабильный уровень цен; экономическая свобода; справедливое распределение доходов.

До проведения занятия студентам были предложены информационные источники, в которых они могли познакомиться  с преимуществами и недостатками различных экономических систем.

На самом семинаре были сформированы три группы: "защитники", "оппоненты" и "рецензенты".

В начале "защитники" представили одну из форм экономических систем – централизованно управляемую экономику, − пытаясь обосновать необходимость ее существования по выбранным критериям. "Оппоненты" находили доводы, опровергающие утверждения "защитников". Затем "защитники" и "оппоненты" менялись ролями, и бывшие "оппоненты" представляли аргументы в пользу другой системы – рыночной экономики.

"Рецензенты" должны были, проанализировав выступления "защитников" и "оппонентов" в первом и во втором случае, определить свои предпочтения в выборе экономической системы.

Роль преподавателя состояла в снятии напряжения (при необходимости), которое часто возникает в такого рода обсуждениях, а также в помощи при поиске аргументов. В конце занятия преподаватель сделал итоговое обобщение и оценил учебные достижения студентов на данном занятии. В качестве иного варианта завершения занятия студентам может быть предложено написание сочинения "Мой выбор экономической системы".

Следует отметить, что такая форма семинара стимулирует глубокую подготовку студентов к занятию, так как они знают, что их "труд" будет анализироваться другими, формирует способность защищать свою позицию, и, как показывает опыт применения, вызывает заинтересованность в самом предмете изучения.

Второй вид групповой работы предполагает, что интерактивное взаимодействие по теме начинает происходит еще до самого семинарского занятия. Примером является метод работы в группе −  "5 из 25" (3, с.108-112).

Одна из версий его использования заключается в том, что студенты заранее разбиваются на "малые" группы по формальному признаку и  получают задание подготовить к определенному сроку от каждой группы одну анкету. Анкета представляет собой список из 25 утверждений, раскрывающих суть какой-либо изучаемой темы. Причем, утверждения должны быть одинаково значимыми, чтобы сложно было выбрать несколько основных из предлагаемого перечня.

Когда студенты приносят анкеты, преподаватель на их основе их составляет конечную анкету, с которой будет осуществляться работа на семинаре. В итоге,  рабочая анкета составляется  из многочисленных идей студентов и преподавателя. Таким вариантом, например, является анкета "Модель спроса и предложения",  разработанная на первом курсе юридического факультета БГУ.

 

АНКЕТА

 

1.    Механизм координации спроса и предложения действует на товарном рынке и рынке ресурсов.

2.    Взаимодействие спроса и предложения осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции.

3.    Предприятия должны сокращать свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их понижения (при неизменности всех других факторов).

4.    Покупатели приобретают дополнительные единицы товара при условии, что их цена понижается (при неизменности всех других факторов).

5.    При более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичного товара, который теперь становится дороже.

6.    На рыночную цену влияет как спрос, так и предложение.

7.    Продавец должен уметь объяснить назначение каждого товара.

8.    На спрос влияют и неценовые факторы.

9.    Реклама – стимул спроса.

10.В точке равновесия экономическое движение прекращается.

11.Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе.

12.В установлении рыночной цены важную роль играет не только объем предложения, но и качество товара.

13.В случае, когда объем спроса равен объему предложения, цена на товар может сохраняться.

14.С возрастанием качества товара возрастает спрос на него (при неизменности всех других факторов).

15.Повышение цены на какой-либо вид товара ведет к уменьшению спроса на взаимодополняемый с ним вид (при неизменности всех других факторов).

16.Закон спроса описывает связь между ценами и количеством товара, которое будет куплено при каждой возможной цене.

17.Закон предложения гласит, что продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше при низких.

18.Спрос влечет за собой предложение.

19.Взаимодействие спроса и предложения приводит к формированию равновесной цены.

20.Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении.

21.Для того, чтобы покупка состоялась, необходимо два экономических субъекта – покупатель и продавец.

22.Повышение цены на какой-либо вид товара ведет к увеличению спроса на взаимозаменяемый с ним вид.

23.Спрос и предложение способны дать представление не только об отдельных экономических проблемах, но так же и о функционировании экономической системы в целом.

24.Закон спроса действует только в отношении нормальных товаров.

25.Увеличение количества постоянных покупателей способствует успеху фирмы.

 

 

 

В начале семинарского занятия каждый студент, получив в руки такую анкету, должен определить свои  индивидуальные предпочтения: выбрать пять основных, с его точки зрения, утверждений и проранжировать их по степени важности. Таким образом каждый студент определяет свою позицию по данному вопросу.

После этого формируются малые группы, в которых студентам предлагается согласовать свои позиции и сделать общий выбор пяти основных утверждений. Причем, совместное решение должно разделяться всеми. После процесса согласования происходит презентация результата работы каждой группы. При этом группа не просто называет свои 5 утверждений, а аргументирует  ключевую идею выбора.

В основу выбора в нашем примере  группы положили следующие идеи − философия бизнеса, выбор в условиях ограниченных ресурсов, покупательский спрос.

Обычно студентов интересует и позиция преподавателя. Преподаватель также может предъявить свой вариант. Его (ее)  выбор − это еще один взгляд на рассматриваемую проблему.

Следует отметить, что в процессе данного способа работы создается более широкое поле для  взаимодействия между студентами, преподавателем и  студентами до занятия (при составлении анкеты), а затем  и на самом семинаре (при обсуждении материала по итоговой рабочей анкете).

Во время такой работы, благодаря эффективному взаимодействию друг с другом, у студентов может возникать "новое" знание. Они учатся защищать свою позицию, одновременно приобретая навык сотрудничества, учатся согласовывать свои действия с другими при создании синтеза, принимаемого всеми. Сумма знания всей группы больше, чем сумма знаний отдельных студентов. Целое − это нечто качественно другое, нежели сумма отдельных составляющих.

Эффективность данного метода обеспечивается, с нашей точки зрения, следующими важными положениями теории кооперативного обучения:

·положительной взаимозависимостью, которая возникает когда члены группы имеют общие цели, получают совместное вознаграждение, делятся материалами и информацией, выполняют взаимозависимые роли;

·персональной ответственностью за изучение материала, которая проявляется в письменных работах или при выборочном опросе, когда какой-либо член группы отвечает за весь коллектив (5).

Конечно, не исключена возможность навязывания отдельным участникам волю большинства. Однако в этом случае важен консенсус. Каждому дана возможность активно выступать в защиту своей позиции и сопоставлять ее с позиций других.

Для того, чтобы у отдельных студентов не возникало желания «спрятаться» в  группе, преподаватель может сам определить человека, который будет презентовать идею своей малой группы. Как правило, это ведет к активизации всех участников учебного процесса и формирует персональную ответственность за изучение материала.

Такого рода занятие позволяет студентам  и практиковаться в принятии важных решений. Оно формирует уверенность в способности планировать структуру выступления, взаимодействовать с аудиторией.

Таким образом, преимущества интерактивного метода проявляются как в интеллектуальном, так и в социальном плане.

В интеллектуальном плане можно отметить следующие моменты:

а) лучшее запоминание материала;

б) более глубокое восприятие содержания предмета;

в) улучшение способности оценивать ситуацию с разных точек зрения;

г) большая заинтересованность в изучении предмета.

Студенты выражают удовлетворение по поводу участия в интерактивных занятиях. Они с интересом относятся к тем знаниям, которые получены в результате такого рода  процесса, выражают удовлетворение по поводу участия в совместной работе.

В социальном плане преимущества реализуются в более высокой самооценке студентов, приобретении важных умений и навыков (например, коммуникабельности, лидерства, принятия решений и др.).

Таким образом, интерактивный метод позволяет развивать как мыслительные навыки,  так и социальные, которые становятся привлекательными для работодателей на современном этапе развития общества.

 

Литература.

1.Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе.—  М.,  1999.—  С. 93-130.

2.О перспективах изменения образовательного процесса в университете: по материалам социологического опроса студентов БГУ // Информационный бюллетень Центра  проблем развития образования БГУ.— 1999.— №3.— С.6-10.

3.Навучаемся дэмакратыі без нуды і з ахвотай: У 2 ч. / Адукацыйны Цэнтр Мясцовай Дэмакратыі ў Шчэціне.— Ч.1: Інтэрактыўныя метады ў семінарах па дэмакратыі і самакіраванню / Пад рэд. П.Фенрыха, Г.Куневіча.— Шчэцын, 1996.— 143 с.

4.Barr R., Tagg J. From Teaching to Learning – A new  Paradigm for Undergraduate Education / / Change.— 1995.— November/ December.— P.14-....

5.Johnson D., Johnson R., Smith K. Cooperative Learning Returns To College // Change, July/August, 1998.

 


Назад


Hosted by uCoz