Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективному преподавания к эффективному учению. 2001

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В реальной университетской жизни каждый преподаватель выполняет два основных вида деятельности ─ исследовательскую и преподавательскую. И если успешность собственной исследовательской работы можно сверять на различных симпозиумах, конференциях, по отзывам на публикации, то в рамках преподавательской деятельности педагоги чаще всего находятся один на один со своими проблемами.

            На протяжении многих лет система преподавания в высшей школе Беларуси не претерпевала больших изменений. По-прежнему к основным формам работы преподавателя высшей школы относятся лекционные и семинарские занятия. Однако педагогический процесс становится более поливариативным, многообъектным, открытым. На первый план выходит работа с мышлением студента, с его умением, при необходимости, находить новую информацию, а также адекватно применять полученные знания. Следовательно, и методическое обеспечение учебного процесса должно изменяться и удовлетворять новым запросам, предъявляемым к образованию.

            Сегодняшняя система высшего образования порождает серьезные проблемы коммуникативного характера: как правило преподаватель слабо ориентируется в результативности своего взаимодействия со студентом, а такие формы контроля как зачеты и экзамены не отражают весь спектр образовательного процесса и затрагивают только тот комплекс знаний, который выносится для оценивания.

            Мало что изменилось в микроклимате вузовской аудитории. Отношения между преподавателями и студентами еще не стали демократичными, дух излишнего академизма и консерватизма превалирует над атмосферой творчества и совместной заинтересованности. Сделать первые шаги в этом направлении можно путем применения иных, более демократичных форм работы с использованием различных методик, например, интерактивных.

            Все эти трудности вузовского образования могли бы постепенно решаться при наличии эффективных форм и способов обеспечения профессорско-преподавательского состава современными разработками в области дидактики высшей школы. Это позволило бы напрямую востребовать те методики, формы и средства обучения, которые накоплены в мире, но на сегодняшний день по-прежнему остаются недоступными для университетских преподавателей.

            Именно поэтому Центр проблем развития образования БГУ, начиная с осени 1997 года, инициировал и проводил методические семинары, содержание которых актуально для университетских преподавателей. Форма проведения таких семинаров хорошо зарекомендовала себя в мировой практике высшей школы: обычно это событие продолжается два или три дня и базируется на активных методах обучения, быстрой смене блоков информации, активном включении участников в образовательный процесс и широком использовании средств мульти-медиа.

            Ряд принципов, использовавшихся в организации и проведении семинаров для преподавателей БГУ, создали реальную возможность для их переноса в учебный процесс университета. Речь идет, прежде всего, о таких принципах как добровольность участия, отказ от монополии на истину (она ищется  каждым самостоятельно в ходе семинара), наличие запроса на данный вид информации, отсутствие публичного оценивания, активность в процессе обучения и др..

Сейчас, когда прошло уже четыре года такой работы, можно с уверенностью констатировать, что аудитория участников семинара достаточно широка: это начинающие преподаватели и аспиранты, доценты и доктора наук, студенты выпускных курсов, задумывающиеся о карьере преподавателя высшего учебного заведения. Интересна и специализация преподавателей: в семинарах принимали участие юристы и философы, химики и биологи, математики и экономисты, журналисты и программисты.

Что являлось движущей силой семинара? Почему очень занятые преподаватели университета считали для себя возможным находить время, чтобы собравшись с коллегами, работать над проблемами своего преподавания? Кто эти люди, которым так небезразличны результаты их деятельности, кто думает про то, чтобы сделать учебу студента эффективнее?

Все преподаватели приходили в семинар без каких-либо внешних воздействий: кто-то прочитал объявление в университете, кто-то услышал от коллеги, кого-то пригласили  участники прошлых семинаров. В любом случае, приходили и оставались те, кто понимал, что изменения, так необходимые сегодняшнему высшему образованию, в университет не придут извне. Можно много говорить о реформе высшего образования, выпускать циркуляры и постановления, издавать пособия и монографии, но реальные изменения начнут реализовывать мудрые преподаватели, понимающие необходимость "начать с себя".

            Данный сборник можно рассматривать как некоторый своеобразный способ обращения преподавателей, обеспокоенных эффективностью университетского образовательного процесса, к своим коллегам. В его основу легли выступления участников на состоявшейся в марте 2000 года Республиканской научно-практической конференции "Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению". Большинство предлагаемых в сборнике статей – попытки осмысления собственного опыта преподавателей по использованию иных форм и методов преподавания и учения в университетской аудитории. Очень разные по жанру и тематике статьи, несомненно, объединяет одно – желание авторов сделать свою работу эффективнее, а процесс обучения студентов более адекватным запросу сегодняшнего дня.

 

Л.Г.Кирилюк, ответственный редактор

 

 


Назад


Hosted by uCoz