Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективному преподавания к эффективному учению. 2001

 

 

Проверка знаний студентов-географов с помощью теста

 

М.Б.Жукова, А.Е.Яротов

 

В настоящее время в вузах для контроля знаний студентов все чаще используются тесты. Являясь частью образовательного процесса, они призваны повысить эффективность учения студентов.

Тестом принято называть нормированные по времени выполнения и по трудности наборы заданий, которые используются с целью сравнительного изучения групповых и индивидуальных особенностей знаний и умений студентов и учащихся.

Образовательные тесты представляют собой стандартные задания, на которые проверяемый дает короткий ответ. Об уровне успеваемости судят по проценту правильных ответов от общего количества предложенных заданий.

Следует отметить, что само слово "тест" в переводе с английского означает "проба", "испытание", "исследование".

Недостатки традиционных экзаменов и системы оценок побудили педагогов США заняться созданием тестовой системы опроса. В 20-х годах ХХ века отдел образования штата Нью-Йорк приступил к экспериментам с объективными тестами, а в 30-х годах такие тесты уже окончательно вошли в практику американских школ (1; с.149).

Суть тестовой системы заключается в том, что экзаменуемому предлагается указать правильный ответ на вопрос, за который ему выставляется балл. Таким образом, экзаменатор, по существу, лишен возможности выбора оценки и, выставляя ее, поневоле должен быть совершенно беспристрастным. Более того, в данном случае процесс оценивания можно производить с помощью электронных устройств, что нередко и делается. И поскольку такие оценки объективны, то, следовательно, отпадают и проблемы, связанные с субъективным подходом экзаменаторов к ответам на вопросы. Кроме того, поскольку ответы на вопросы теста даются быстро, с их помощью можно проверить усвоение гораздо большего объема учебного материала, чем пользуясь традиционными вопросами, требующими ответа в устной  форме или в форме сочинений. Высвободившееся время можно использовать для самостоятельной работы студентов (4; с.5).

В настоящее время на базе Белорусской политехнической академии (г. Минск, Беларусь) создается Республиканский институт контроля знаний. Главная задача института − создание государственного стандарта качества образования, разработка, сертификация и апробация белорусских тестов, которые затем будут использоваться в учебном процессе как средних школ и гимназий, так и высших учебных заведений. Предполагается подготовка документов, регламентирующих проведение тестирования по следующим направлениям: вступительные экзамены в вузах; выпускные экзамены в школе; тестирование абитуриентов, как возможность проверки знаний накануне вступительной кампании; тестирование студентов и школьников при контроле усвоения ими знаний по изучаемому предмету и т.д.

Отметим еще один важный аспект внедрения тестов в образовательный процесс. Речь идет об использовании в Беларуси тестов других стран, что является одним из путей вхождения Республики Беларусь в мировое образовательное пространство. Возможно, что в будущем диплом о высшем образовании специалиста-географа, полученный в Беларуси, найдет признание в США. А основанием будут американские тесты, сдать которые сможет любой желающий, не выезжая за пределы Беларуси.

Можно проследить, что экзамены по географии развивались на протяжении столетий от чисто устных форм, через форму письменных сочинений на заданные вопросы, к тестам. Каждая из этих форм проверки знаний имеет свои преимущества и свои слабые места. Общая опасность, присущая любой форме экзаменов по географии, заключается в тенденции проверять знание фактов, а не уровень овладения понятиями.

Нет необходимости подвергать сомнению сохранение такой традиционной, давно сложившейся формы, как экзамен, требующей от студента развернутого изложения ответов на поставленные вопросы. Несомненно, будущий географ должен в совершенстве владеть искусством построения устного выступления. Однако практика показала, что экзамен как монолог студента не только малоэффективен в смысле проверки знаний, но и не интересен экзаменуемому (2; c.42).

Экзамен – это логическое завершение лекционного курса, его точка. Процесс же обучения нуждается в постоянном контроле, корректировке работы преподавателя и студента. Для этой цели могут использоваться тесты, причем, как для проведения мини-зачетов, так и для самоконтроля студентов.

Одним из наиболее важных преимуществ тестовых заданий является высокая степень объективности выставляемых оценок, поскольку имеется возможность точного подсчета числа верных и неверных ответов. В обычных условиях на оценку ответа студента действует целый ряд случайных и субъективных факторов: личное отношение преподавателя к студенту и группе в целом, дисциплина, настроение педагога и др.

Кроме того, тесты на сегодняшний день − единственная форма контроля, которая может осуществляться с помощью средств вычислительной техники, что позволяет освободить педагога от тяжелой работы по проверке письменных работ студентов, экономит учебное время.

Тест можно использовать в качестве измерительного инструмента результатов обучения. С помощью теста можно сравнивать результаты обучения отдельных студентов и целых академических групп. При использовании тестовой проверки знаний в курсе, преподаватель должен учитывать психологические особенности группы, уровень подготовки и восприятия, качество усвоения студентами изучаемого предмета.

Тестовые задания имеют специфическую форму и должны представлять собой утверждение, к которому добавляется ответ. В результате чего утверждение превращается в высказывание, которое получается истинным или ложным и легко диагностируется (верно, неверно). Вопросы в тестовом задании употреблять нецелесообразно, поскольку вопрос не может быть ни истинным, ни ложным.

В последние годы на географическом факультете БГУ, а в частности, на кафедре физической географии материков и океанов и методики преподавания географии тесты стали активно применяться. При изучении некоторых предметов, преподаваемых на кафедре, студентам разных курсов предлагаются тесты различных форм (закрытые, открытые, альтернативные).

Наиболее распространенной является закрытая форма тестовых заданий, в которых отвечающий делает выбор из нескольких предложенных вариантов, среди которых правильный только один (редко несколько). Закрытые тесты могут быть разной степени сложности, их можно использовать и для решения задач. С помощью тестов можно в какой-то мере судить о мышлении студентов и учащихся, об их умении вчитываться в текст и находить правильный ответ, не совпадающий порой с традиционными установками.

Для облегчения обработки закрытых тестов в конце тестовой работы обычно дается сводная таблица ответов (таблица ключей) (3, с. 65).

Примером закрытых тестов может служить предлагаемый студентам 2 курса по предмету "Физическая география материков и океанов" (раздел 1. Евразия) тест по геологическому строению Зарубежной Европы.

 

Пример 1.

Укажите горы, которые являются складчато-глыбовыми:

а) Скандинавские, Альпы, Пиренеи

б) Скандинавские, Центрально-Французский массив, Кембрийские.

в) Гарц, Шварцвальд, Франконская Юра.

г) Вогезы, Карпаты.

 

В данном случае, кроме знаний географической номенклатуры анализируется умение студента свести воедино геологические структуры, которые не располагаются вблизи друг друга, но были омоложены в процессе повторного орогенеза, что позволяет произвести подбор структур по определенным признакам в процессе обдумывания ответа. Таких вопросов в тесте, в зависимости от изучаемой темы и курса обучения, дается до десяти. Ответы позволяют судить о тенденциях в развитии мышления студента и проверять его знания. Одновременно тест дает уверенность студенту, что учебный материал им воспринимается на должном качественном уровне.

Нужно отметить, что студенты положительно оценивают тесты как вид проверки знаний. Их привлекает четкость и краткость ответов, предлагаемых в тесте, а, следовательно, быстрота контрольной проверки. Целесообразно тестовую проверку использовать регулярно: в начале изучения нового материала, с целью проверки качества усвоения предыдущей темы, для промежуточного контроля и при окончании изучения какой-либо темы.

Во второй форме тестовых заданий (открытая форма) готовые ответы отсутствуют. Студент должен сам придумать ответ и написать его в специально отведенном месте. К этой форме тестовых заданий лучше подходит промежуточный контроль знаний и умений при изучении определенной физико-географической единицы, например, материка. Так, после прохождения темы "Африка", для установления связей между глобальными закономерностями и местными особенностями при формировании крупнейших пустынь мира (на примере Сахары) дается такое тестовое задание:

 

Пример 2.

Основная причина возникновения пустыни Сахара на севере Африки:-_______________________________________________________________

(ответ)

 

Третья форма тестовых заданий позволяет устанавливать соответствие между элементами двух множеств. Это одна из наиболее распространенных форм. Задания даются в виде колонок и столбиков. Для третьей формы можно привести в качестве примера, такое тестовое задание:

 

Пример 3.

Укажите в порядке убывания по геологическому возрасту литологические типы пустынь Сахары:

а) хамады

б) себхи

в) шапады

реги и сериры

шотты

фьельды

Эрги

монеты

Гиберры

 

И, наконец, еще одна форма тестов – это альтернативные тесты, где предлагается выбрать лучший, наиболее полный ответ. При изучении курса "Физическая география Мирового океана" для студентов-географов 4 курса даются тесты промежуточного контроля по теме "Соленость вод Мирового океана".

 

Пример 4.

Соленость воды Мирового океана наибольшая в тропических широтах (37-38о/о), по сравнению с ней в умеренных широтах соленость:

а) убывает;    б) возрастает;           г) нормальная (35 о/о).

 

При выполнении тестовых заданий студенты мало пишут, но много думают, сравнивают, приходят к определенным выводам.

Тестовые задания требуют обобщения знаний по наиболее существенным географическим вопросам. Они направлены на проверку знаний фактического материала, существенных признаков понятий, на понимание причин географических явлений, на установление степени сформированности умений для работы с географическими картами различного содержания.

В то же время надо отметить, что при тестировании очень сложно определить, насколько знания и умения связаны у обучающихся в одну систему, без которой невозможно логично обосновать собственное решение, а тем более найти какое-то нестандартное решение задачи. Высокий тестовый балл, как правило, не показывает степень умения мыслить творчески и самостоятельно.

Школа, к сожалению, формирует у учеников пассивное восприятие предлагаемых им знаний. От них требуется запомнить и пересказать. Поэтому с первого же дня пребывания студента в университете силы преподавателей должны быть направлены на то, чтобы сломать эту установку на накопление информации. На семинарах, в работе над курсовыми проектами, в самостоятельной работе с научной литературой студента следует нацеливать на активное формирование навыков критического анализа, концептуального научного мышления. Рефлексирование студента в ходе промежуточных тестов и определение его места в группе по уровню знаний, определение им качества собственных знаний, корректировка подхода при подготовке к экзамену, появление уверенности в знаниях активизирует процесс научного мышления и стимулирует самостоятельную работу студента-географа.

Таким образом, постоянный тестовый контроль как один из составных частей обучающего процесса, стимулирующий усвоение и осмысление лекционного материала и оценивающий качество самостоятельной работы студента позволяет перейти от простого контакта «преподаватель-студент» к контакту с коллективом единомышленников, решающим общую задачу результативного и качественного обучения студента-географа.

 

Литература.

1. Грейвз Н. Школьные экзамены // Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе: Сб. −  М.: Прогресс, 1975. − с.148-170.

2. Портнягина И.П. Тест как форма проверки знаний студентов-историков // Пути повышения качества подготовки специалистов. – Тверь, 1993. – с.41-45.

3. Принципы тестирования при проверке знаний // Открытая школа.– М., 1997. − №3. − с.65.

4. Торопецкая Г. Оценку ставит компьютер // Советская Белоруссия. − 9.04.2000. − с.5.

 

 

 


Назад


Hosted by uCoz