Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское психологическое образование: оценка ситуации и возможные перспективы

 

 

Послесловие

Есть такие вопросы, само осознание которых исчерпывает любые ответы. Вопрос о психологическом образовании, возможно, один из них. Это вопрос, который настолько требователен к своему субъекту, что исключает всё остальное, удерживая его внимание на точке, где сходятся три типа опытов: университет, психология, образование. Но чтобы такого рода осознание смогло найти дорогу к нам самим, требуется нечто большее, чем просто рефлексия, или анализ, или мышление. Бесконечная сложность и бесконечная лёгкость вопроса о том, где и чем/кем мы оказываемся, попадая в университет или в знание, может выливаться в разные формы ответов и новых вопросов.

При этом возникает определенный парадокс. Мы никак не можем придти к однозначному конечному согласию с собой по поводу происходящего с нами. Наш опыт психологического образования постоянно трансформируется: мифологизируется, вспоминается, чувствуется, проговаривается, в общем, приобретает столько конструктивных вариантов, сколько необходимо для рационализации нашей ситуативной идентичности. Все, что удается сказать относительно психологического образования — это локальные фрагменты мыслей, конфликтующие констелляции опыта, загоняющие нас в тупик очевидности, фактичности и обоснованности. Налицо кризис эмпирического целого.

Однако сегодня уже возможен и иной вид отношения — практика (интерпретация всего как практик). Практика университета, практика образования, практика психологии и, наконец, практика себя. Практическая чувствительность — именно в ней мы способны приблизиться к центральному моменту современного психологического образования — проблематичности. Конечно, "проблемы" давно стали единственной "пищей" психологии. Но здесь мы сталкиваемся с проблемностью самой психологии, теряющей свою определенность, свои знания, практики, будущее в каждой попытке самосохранения.

Самое важное — это то, что многообразие практик, проблем-ность (посредством сопротивления) видны изнутри того образования, которое подтверждает, репродуцирует и легитимирует одну инвариантную практику, делая её обязательной и само собой разумеющейся, а значит, исключающей любые сомнения.

Это значит, что у нас, может быть впервые, возникает возможность изменения. В этой ситуации, наверное, одним из выходов может стать оборачивание к себе, оборачивание вокруг себя, с целью превращения любого окончательного ответа в себя вопрошающий вопрос. Практиковать проблемность, а не вытеснять её, — это вызов, перед которым университетское психологическое образование становится уже сейчас — в каждом из нас. Это невыносимое состояние, но только на пределе сил мы можем найти крупицы смысла, не утешающего, но необходимого.

Андрей Корбут

 

 


Назад


Hosted by uCoz