Центр проблем
развития образования Белорусского государственного
университета www.charko.narod.ru |
Университетское
психологическое образование: оценка ситуации и возможные перспективы |
Послесловие
Есть такие вопросы, само осознание которых исчерпывает любые
ответы. Вопрос о психологическом образовании, возможно, один из них. Это
вопрос, который настолько требователен к своему субъекту, что исключает всё
остальное, удерживая его внимание на точке, где сходятся три типа опытов:
университет, психология, образование. Но чтобы такого рода осознание смогло
найти дорогу к нам самим, требуется нечто большее, чем просто рефлексия, или
анализ, или мышление. Бесконечная сложность и бесконечная лёгкость вопроса о
том, где и чем/кем мы оказываемся, попадая в университет или в знание, может
выливаться в разные формы ответов и новых вопросов.
При этом возникает определенный парадокс. Мы никак не можем придти
к однозначному конечному согласию с собой по поводу происходящего с нами. Наш
опыт психологического образования постоянно трансформируется: мифологизируется,
вспоминается, чувствуется, проговаривается, в общем, приобретает столько
конструктивных вариантов, сколько необходимо для рационализации нашей
ситуативной идентичности. Все, что удается сказать относительно
психологического образования — это локальные фрагменты мыслей, конфликтующие
констелляции опыта, загоняющие нас в тупик очевидности, фактичности и
обоснованности. Налицо кризис эмпирического целого.
Однако сегодня уже возможен и иной вид отношения — практика
(интерпретация всего как практик). Практика университета, практика образования,
практика психологии и, наконец, практика себя. Практическая чувствительность —
именно в ней мы способны приблизиться к центральному моменту современного
психологического образования — проблематичности. Конечно, "проблемы"
давно стали единственной "пищей" психологии. Но здесь мы сталкиваемся
с проблемностью самой психологии, теряющей свою
определенность, свои знания, практики, будущее в каждой попытке самосохранения.
Самое важное — это то, что многообразие практик, проблем-ность (посредством сопротивления) видны изнутри того
образования, которое подтверждает, репродуцирует и легитимирует одну
инвариантную практику, делая её обязательной и само
собой разумеющейся, а значит, исключающей любые сомнения.
Это значит, что у нас, может быть впервые, возникает возможность
изменения. В этой ситуации, наверное, одним из выходов может стать оборачивание
к себе, оборачивание вокруг себя, с целью превращения любого окончательного
ответа в себя вопрошающий вопрос. Практиковать проблемность,
а не вытеснять её, — это вызов, перед которым университетское психологическое
образование становится уже сейчас — в каждом из нас. Это невыносимое состояние,
но только на пределе сил мы можем найти крупицы смысла, не утешающего, но
необходимого.