Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское психологическое образование: оценка ситуации и возможные перспективы

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

От единства к многообразию

 

Сборник, который Вы держите в руках, состоит из различных по проблематике и качеству обсуждения текстов. Мы объединили их под грифом "образование", или "психологическое образование", но стоит лишь мельком взглянуть на содержащиеся здесь работы, чтобы обнаружить, что такое обозначение создает только видимость единства. Трактовки образовательной реальности и образовательных феноменов различными авторами часто конфликтуют между собой, либо вообще утрачивают возможность соотнесения. Диапазон обсуждаемой проблематики текстов "про образование" сравним, вероятно, с текстами "про жизнь". Для нас это является признаком отсутствия общепринятых интерпретаций "образовательного" и "психологического", что означает диффузию психологического образования как целостности.

По мнению организаторов семинара, диверсификация психологического образования становится сегодня социальным фактом, и только ригидность массового педагогического сознания не позволяет этому факту приобрести необходимую легитимность. Ориентация же на унифицированное содержание психологической подготовки обнаруживает свою неочевидность, привычные действия, выполняемые под грифом "образовательных", утрачивают само собой разумеющийся характер, перестают быть обоснованными и понятными. Непосредственное освоение студентами университета неадаптированных для образовательных задач образцов профессионально-психологической деятельности часто оборачивается для них эффектами личностного регресса; прокламации идей самоопределения и саморазвития (вкупе с ценностями усвоения накопленных в культуре знаний и их приумножения) часто редуцируются на практике до отработки навыков скорописи, развития памяти и постановки голоса.

Современная ситуация взаимопроникновения и сложного взаимодействия культур, в которых обнаруживаются различные стратегии мышления и понимания, моральные порядки, представления о реальном, ограничивает любую традиционную претензию на тотальную значимость и абсолютную истинность. Возникают все новые точки вопрошания и усомнения основных конститутивных смыслов нашего бытия, а значит, в конечном итоге, и образования.

Таким образом, инициативная группа семинара исходит из следующего полагания современной социокультурной и образовательной ситуации: мы обнаруживаем сегодня себя в обстановке межкультурного конфликта, который вынуждает образование (в том числе, и психологическое) переосмысливать свои основания, границы и претензии. Появление настоящего сборника связано с устойчивым интересом организаторов семинара к разным способам определения сущности образования, значений педагогического, образа психологического профессионализма и поиском идей в этой сфере. Не исключено, что реальное взаимодействие самосознающих разностей послужит импульсом к их дальнейшему становлению и развертыванию. Опыт сосуществования несовпадающих форм понимания, мышления и действия, как нам представляется, не узко локален, то есть он имеет значение не только для обсуждаемой здесь практики психологического образования. Мы надеемся, что постановки проблем психологической подготовки в публикуемых текстах лишь начало той широкой дискуссии, которая соответствует статусу образования в современной культуре.

 

Александр Забирко, председатель редакционной коллегии

 


Назад


Hosted by uCoz