Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор № 11 “Критический анализ описаний современных опытов  в образовании Беларуси ”(январь — июнь 2005 г.)

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ СВОЕГО МЕСТА И РОЛИ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 

 

I. РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

I.1. Адаптация учебных заведений к новым условиям: процессы изменений в высшем образовании Беларуси

 

В настоящее время происходит адаптация учебных заведений РБ к новым условиям, вызванным социально-экономическими и политическими трансформациями, включающими в себя изменения в структуре потребности экономики в профессиональных кадрах, возрастающего спроса населения на образовательные услуги, изменением отношений между всеми участниками образовательного процесса. Реальный рынок труда, на который ориентируются все субъекты образовательного процесса, во многом асимметричен по отношению к номенклатуре специальностей, согласно которой в конечном результате осуществляется обучение в системе образования страны.

Остаются большие проблемы в плане соответствия содержания образования в высшей школе Беларуси реальным потребностям населения в получении качественного и востребованного высшего образования современного уровня. В частности, высшее профессиональное образование медленно отвечает на существенные изменения в практическом смысле профессии на реальном рынке труда и в современной экономике. Советское образование опиралось на политику одна специальность обучения — одна-две квалификации соответствующие кадровым позициям в экономике, в которой ротация квалификаций была достаточно медленной. (Сейчас, например, реагируя на сложившуюся ситуацию, филологический факультет БГУ присваивает своим выпускникам три квалификации: филолог, преподаватель, переводчик [см. Гуринович, 2001].

 

I.1.1. Профессиональная квалификация и конъюнктура рынка труда

Однако, реальные социально-экономические процессы последних десяти лет постепенно приводят к размыванию устойчивой квалификационной нормы в профессиональной сфере, к быстрой смене конъюнктуры рынка труда, когда за небольшие интервалы времени появляется спрос на новые специальности и падает на те, обучение которым вузы только начали [см. Микша, 2003; Давиденко, 2000; Карюхина, 2004].

Диспропорции в соотношении вузовских специальностей и номенклатуры квалификаций являются дополнительным источником напряжения на рынке труда. «Каждому второму безработному в Беларуси не больше 30 лет, — заявила министр труда и социальной защиты Антонина Морова. — Среди них каждый пятый — выпускник школы. Но и получение высшего образования не служит гарантией трудоустройства. Регистрация безработных из числа выпускников вузов выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,6%. Больше всего безработных с дипломами в столице - около 3 тысяч. Среди них немало юристов и экономистов, остались без работы многие выпускники педагогических вузов. Пятая часть безработных с высшим образованием находит работу только с помощью государственной службы занятости. Больше половины из них вынуждены довольствоваться рабочими профессиями» [Дунцева, 2003]

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, на 1 июля 2003 года в стране на учете по безработице в государственной службе занятости населения состояли 12 тыс. 456 специалистов, имеющих высшее образование. Становится все более очевидным, что вузы должны научиться проводить ускоренную реструктуризацию соотношения специальности и квалификации на основе нового понимания профессии. В современной ситуации эта функция централизована и  делегирована министерству образования. Министерство образования сейчас полностью контролирует процесс открытия в государственных вузах новых специальностей, требуя от инициаторов документально подтвержденную потребность конкретных предприятий в специалистах. Таким образом, министерство образования выступает в роли жесткого централизованного рычага, принуждающего госвузы привязывать перспективу своего развития к актуальной социально-экономической ситуации.

Вместе с тем, эффективность государственной централизации остается низкой. Как отмечает заместитель директора НИИ труда Минтруда и соцзащиты С. Шевченко: «Несомненно, должна быть координация между министерствами, которые регулируют процессы подготовки кадров и их занятости. Сегодня серьезные проблемы с трудоустройством испытывают, например, юристы, бухгалтеры, педагоги, делопроизводители, техники-технологи. А массовая подготовка их продолжается. Вместе с тем однозначно имеет место дефицит на рынке труда. В сельском хозяйстве существуют очень серьезные кадровые проблемы. Предприятиям необходимы управленцы среднего звена — мастера, начальники участков и цехов. Не хватает врачей, инженеров-программистов. Для устранения перекосов и нужна координирующая деятельность министерств образования, экономики, труда и соцзащиты. Конечно, следовало бы создать банк данных о том, какие и где специалисты нужны будут в перспективе, но это слишком трудоемко и потребует много времени». [Сколько и каких специалистов потребуется стране в 2015 году? 2005]

 

I.1.2. Стратегия бюджетного финансирования образовательных учреждений и регулирование негосударственного сектора образования

В условиях планомерного административного сокращения негосударственного сектора образования, вопрос кадровой стратегии оказывается одновременно вопросом рационального использования бюджетных средств. «За последние 10 лет расходы на образование в Беларуси увеличились в полтора раза. В 2004 году финансирование учреждений образования без учета капитальных вложений составило 6,2 процента от ВВП, а с учетом доходов от внебюджетной деятельности — практически 7 процентов. Новый закон об образовании предусматривает увеличение финансирования отрасли до 10 процентов ВВП» [Кучерова, 2005].

Расходы республиканского бюджета 2005 года на образование составят 713 млрд бел. руб. и возрастут по сравнению с 2004 г. на 34,5%. При таких значительных инвестициях в образование Беларусь формально входит в группу стран-лидеров по числу студентов на количество населения (в США количество студентов на 10 000 населения составляет 559 человек, в Германии — 281, Японии — 232 чел., в Беларуси — 222 чел. в 1997 г. и 370 чел. в 2004 г. [Яковлева, 2005, с. 23], и проценту ВВП, выделяемого на образование (численность студентов высших учебных заведений в Республике Беларусь достигла 338 тыс. человек. Количество студентов на десять тысяч населения составляет 343 человека (в 2001 году — 302 человека). [Развитие образования в Республике Беларусь, WWW-документ].

Значительные инвестиции в образование в тоже время обостряют проблемы регулирования образовательной сферой, поскольку вынуждает искать управленческие решения в реставрации советского системы государственного управления образованием как на структурном уровне, так и на уровне содержания образования. О таком намерении заявляет руководство страны: «Мы не только сохранили советскую систему высшей школы, но и сумели модернизировать ее, учитывая современные требования жизни» [Лукашенко, БЕЛТА, 24.06.2005]

Ориентация на советскую систему образования неоднократно подтверждается и манифестируется как программная: «По словам А. Лукашенко, нужно развивать то "образование, которое мы получили в советские времена, когда у нас была самая мощная и лучшая система образования в мире"». [БЕЛТА, 21.11.2003].

Поскольку советская система управления работала с полностью государственным образованием, в ней отсутствуют механизмы управления негосударственными образовательными институциями и процессами. Вследствие этого, логичным оказывается политика планомерного сокращения негосударственного образовательного сектора, объявленная на уровне высшего руководства страны: «Говоря о сложившейся в Беларуси системе образования, президент подчеркнул недопустимость "размывания" этой сферы за счет появления большого количества частных вузов. "Мы остановили этот процесс административным образом и выиграли от этого", — отметил он. По мнению А. Лукашенко, частные вузы не дают качественного образования, более того — разрушают хороший уровень государственных вузов."» [БЕЛТА, 21.11.2003].

Практической формой реализации такого подхода является процесс "реструктуризации сети учреждений образования", который проводит в последние годы Министерство образования. Объясняя причины закрытия в 2003 году Международного гуманитарного института БГУ, министр образования Радьков А. представил это решение в контексте проблем управления всей системой образования: «Мы сейчас продумываем оптимальную структуру организации высшего образования в Беларуси. В целом по системе и в частности по каждому вузу. Ведь Беларусь — небольшая страна, и потому наша система подготовки кадров должна быть очень четко организована. И локальна, и глобальна одновременно. Вот почему возник вопрос о Международном государственном институте» [Белорусская деловая газета, 23.09.2003].

 

I.1.3. Реформирование как оптимизация белорусской системы образования

Сохранение положительного опыта советского типа образования привело к переформулированию смысла реформирования образовательной системы республики. Теперь этот процесс обозначается как “оптимизация”: «Беларусь будет оптимизировать систему образования, а по некоторым направлениям — реформировать» [Лукашенко, БЕЛТА, 01.09.2004].

«До 2009 года высшее образование в Беларуси реформироваться не будет. Об этом заявил президент Беларуси А. Лукашенко. Глава государства подчеркнул, что идея реформирования высшего образования еще будет изучаться с учетом общественного мнения» [БЕЛТА, 14.02.2003].

Консервативный и в некоторых случаях протекционистский характер образовательной политики подчеркивается противопоставлением ее конкретных реализаций основным тенденциям интеграции европейского образовательного рынка и рынка труда: «Президент Беларуси заявил, что мотивация со стороны отдельных ректоров и преподавателей, выступающих за введение в нашей стране двухступенчатой системы подготовки специалистов в вузах, не выдерживает критики. В ходе совещания по структуре высшего образования А. Лукашенко предостерег от бездумного копирования западных образовательных стандартов. Глава государства высказал твердую убежденность, что внедрение двухступенчатой системы образования по западному образцу не столько повысит конкурентоспособность белорусских специалистов, сколько будет ориентировать наших людей на “утечку мозгов”». [БЕЛТА, 26.01.2005].

Таким образом, конституируя образование как сферу государственных стратегических интересов, государство намерено сохранить и усилить контроль над образовательным процессом, играть ключевую роль для всех субъектов образовательных отношений. «Мы их поставили вровень, поддерживаем и уже не называем негосударственными». [Лукашенко, БЕЛТА, 21.11.2003].

 

I.1.4. О механизмах управления получением образования за рубежом

Важной сферой наращивания и ротации образовательного и человеческого потенциала является получения образования за рубежом. «С каждым годом растет число белорусов, желающих получить образование за рубежом. По словам директора образовательного агентства "Делиус-Терра" П. Жуковского, в Беларуси, исходя из результатов работы образовательного агентства "Делиус-Терра", количество желающих получать знания в других странах мира с каждым годом в среднем возрастает на 14-15%. По прогнозам специалистов, процент будет увеличиваться в отношении таких стран, как Венгрия, Польша, Великобритания» [БелаПАН, 27.08.2004].

Здесь государство выстраивает новые механизмы управления и контроля над этим процессом. Согласно решению Минобразования, специалисты Минобразования будут выдавать учреждениям образования, юрлицам и индивидуальным предпринимателям разрешения на осуществление деятельности по отправке студентов за рубеж на учебу. «Минобразования заявило также о планах создания банка студентов, которые получили «хорошее образование за рубежом», поскольку, "все эти молодые люди не должны быть потеряны" для Беларуси (по официальной статистике, в прошлом году из-за границы не вернулись 4% из более чем 8 тыс. выехавших белорусских студентов)» [Карюхина, 2005].

Претерпевает изменения и политика государства в отношении выпускников государственных вузов, прошедших обучение на бюджетной основе. В Палату представителей в процессе подготовки законопроекта "О высшем образовании" поступили дополнительные предложения. Среди них — норма, обязывающая выпускников ВУЗов отработать по месту направления 5 лет. Согласно ныне действующему в Беларуси законодательству, выпускник ВУЗа должен отработать по направлению два года [БЕЛТА, 03.12.2004].

 

I.1.5. Демографическая ситуация и экономическая составляющая управления системой образования.

В демографической цепочке школа-вуз-экономика в настоящее время прогнозируется волна сокращения численности учащихся: «Так, если в 2004 году количество выпускников школ составляло примерно 98,0 тыс. чел., то в 2008 г. ожидается, что этот показатель будет 44,3 тыс. чел. (на 54,8% меньше). Такая ситуация уже сегодня требует урегулирования процессов развития системы высшего образования» [Яковлева, 2005, с. 20].

До 2010 года в Беларуси планируется закрыть 444 сельские школы с низкой наполняемостью классов. Заместитель министра образования К. Фарино объяснил это сложной демографической ситуацией — к названному сроку учеников на селе станет меньше на 257 тысяч. Демографический спад усиливается системной диспропорцией в отношениях вуз-экономика. По словам заместителя начальника управления непроизводственных отраслей Министерства экономики Е. Лугового, «Специалистов с высшим образованием в 2005 году будет необходимо 19.200, а в 2015-м понадобится 18.052, то есть практически столько же. А приняли в государственные вузы, например, в 2003 году 64.885 человек. То есть в 3 раза больше» [Сколько и каких специалистов потребуется стране в 2015 году?, 2005].

Стратегия министерства образования в отношении планирования кадрового потенциала экономики в настоящий момент учитывает перспективу в 5 лет, "в том числе по трудоустройству и потребности в специалистах. И только по результатам такого рассмотрения утверждаются контрольные цифры приема в вуз или ссуз, меняются структура подготовки и ее объемы. За 2004 год в 12 вузах уменьшен прием по 67 специальностям, в 10 вузах в то же время он увеличен по 25 специальностям. Открыта подготовка по 38 специальностям в 11 вузах, в первую очередь технического профиля, в чем экономика остро нуждается. Такой комплексный подход позволяет нам адекватно реагировать на ситуацию," — считает Ю. Миксюк, начальник управления высшего и среднего специального образования Министерства образования. [Сколько и каких специалистов потребуется стране в 2015 году?, 2005].

Последним правительственным решением в этом плане, стало принятие 5.07.2005 Советом министров Беларуси программы перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь на 2005-2010 годы. Согласно этой программе разработанной на основании результатов анализа структуры и перечня специальностей высшего образования, содержания подготовки специалистов, а также потребностей рынка труда, установлена избыточность указанного перечня специальностей и их направлений, ряд которых не имеет существенных отличий или не востребован рынком труда.

Целями программы являются приведение содержания, структуры и продолжительности подготовки специалистов в вузах в соответствие с современными требованиями экономики страны с учетом накопленного отечественного и международного опыта развития высшей школы, повышение эффективности высшей школы и ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Несмотря на фрагментарный (частично явный, частично латентный) характер реформирования всей системы образования и высшей школы в частности, цели, вокруг которых группируются ключевые решения в этой сфере, можно условно разделить на две области: область экономической рациональности (которая заключается в том, чтобы согласовать процесс подготовки специалистов с реальными экономическими и социальными потребностями общества), и идеологическая область (все решения по изменениям системы образования проходят идеологическую верификацию).

Цели экономической рациональности предполагают формулирование корректной и эффективной зависимости развития системы образования от рынка труда и особенностей экономического развития (структурной динамики долгосрочного развития рынка труда, что, в свою очередь, определяет необходимость опережающего развития системы образования). Белорусское образование, практически полностью инкорпорированное в государственную институциональную систему, вернулось к состоянию полной централизованной управляемости, что, с одной стороны, упрощает задачу планирования его опережающего развития. С другой стороны, идеологическая консервация начавшихся в 90-х годах реформ, замедление и приостановка темпов реформирования, управленческая неопределенность в отношении постоянства стратегических целей развития образования снижает эффективность решений в области экономической рациональности.

 

 



Назад



Hosted by uCoz