Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
По мнению Президента страны А.Г. Лукашенко, высказанного им 17 сентября 2002 года на пресс-конференции во Дворце республики, самым важным в социально-нравственном состоянии общества является формирование национальной идеи, поисками которой занято государство и общество. «Но, видимо, состояние общества таково, что сегодня на нее выйти очень сложно. Это большой философский и масштабный вопрос»» [Русецкий, Гащенко, 2003, с. 101].
Большая и важная роль в процессе поиска такой идеи, способной объединить и консолидировать общество, принадлежит всей системе образования, и прежде всего — в теории и практике патриотического воспитания, которые традиционно касаются стандартов социально-гуманитарных дисциплин. Но неразработанность современной теоретико-методологической базы патриотического воспитания приводит либо к отсутствию патриотической составляющей в социально-гуманитарных циклах учебных курсов, либо к формально-иллюстративной ее представленности [Русецкий, Гащенко, 2003, с. 103-105].
Подобное состояние воспитательной работы Президент связывает с промахами в идеологии: «Нет двух главных составляющих в идеологической работе: первое — системы, второе — инициативы. Нет идеи»» [Русецкий, Гащенко, Капитонова, 2004, с. 115-116].
Выявлению состояния и динамики патриотических идеалов современного студенчества были посвящены конкретные социологические исследования студенческой среды г. Витебска, в которых приняли участие 1200 студентов: «… мы выдвинули конкретную гипотезу: патриотические идеалы будущих специалистов в значительной степени отягощены потребительскими, иждивенческими ожиданиями, что во многом снижает их гражданско-патриотическую и социально-нравственную активность» [Русецкий, Гащенко, Капитонова, 2004, с. 113].
Системные исследования показали, что в значительной мере гипотетические предположения оправдывают себя: «государственное воздействие на молодежь постоянно падает. Ее устремления во многом сориентированы на Запад и Америку. … Тревожный социальный звонок: все больше и больше выпускников витебских вузов стремятся искать возможности для самоутверждения в других местах света, минуя родную Беларусь» [Русецкий, Гащенко, Капитонова, 2004, с. 115, 118].
По достаточно распространенному мнению профессиональных педагогов, не последнюю роль в подобном положении дел играет ориентация в образовательном процессе, во-первых, на схему: «учитель спрашивает, ученик отвечает. Эту схему надо ломать, она воспитывает умственных роботов. Школьное обучение зачастую строится только на учебниках. Случается, что некоторые молодые люди заканчивают среднюю школу (даже успешно), не прочитав ничего, что выходит за рамки программы» [Кушнер, 2004, с. 102].
Во-вторых, погоня за пресловутыми ЗУНами (знания, умения, навыки), в результате которой «при обогащении ума многочисленной информацией наступает обнищание души. А. Эйнштейн считал, что человека недостаточно учить только специальности: без духовной сферы такой служащий будет похож на обученную собаку… Современный школьник, студент и дипломированный специалист неплохо знаком с математикой, физикой, историей, иностранным языком, правилами этики поведения. Но не знает главного — как соотнести свои знания и поступки. Мы крестимся и материмся одновременно. У нас любовь — с синяками, добро — с кулаками. Потому что знания существуют в отрыве от личности. Мы, к сожалению, не всегда учим самому главному — умению мыслить и жить духовной и нравственной жизнью [Кушнер, 2004, с. 103-104].
Анализ достаточно многочисленной белорусской педагогической литературы по проблемам взаимосвязи процессов воспитания и образования позволяет, на наш взгляд, говорить о следующих причинах воспитательных проблем, в обобщенном виде сформулированных Ю. Кушнером.
«Во-первых, сегодня мы не имеем фундаментальной теории современного воспитания и вытекающих из нее воспитательных технологий. Ни один раздел школьной педагогики так слабо не разработан, как теория воспитания и методика воспитательной работы. За последнее время в педагогике наблюдаются немалые изменения: произошло размывание понятия «воспитание», его подмена понятиями «управление развитием», «форма жизнедеятельности», «метод воздействия». В свою очередь, категория «обучение» приравнивается к «образованию», «воспитанию», «развитию» и «культуре». …
Во-вторых, педагоги до сих пор находятся в состоянии прострации от развала некогда массовых октябрятской, пионерской и комсомольской организаций, вне которых еще вчера никакое воспитание было немыслимым. Без них опустела жизнь школы; из нее ушла деятельность: страсти, переживания, радость побед и горечь поражений — все то, что сопровождает живое дело и, собственно, воспитывает его участников.
В-третьих, известно, что семья — это маленькая родина, где выращивается гражданин. «Семья — это кристалл общества» (В. Гюго). Крепкие, здоровые семьи — мощное государство. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. Они — зеркальное отражение жизни родителей. И это «зеркало» четко отражает кризис семьи: она все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей. Многие родители переложили свою ношу на школу.
И еще. Многолетние наблюдения показывают, что учителя могут быть хорошими специалистами по тому или иному учебному предмету, но очень мало сведущими в области педагогики, порою круглыми невеждами в знании детской природы и психологии. И пока учитель сам не поймет, что без этих знаний сделать оптимальный процесс обучения и воспитания ребенка невозможно, вряд ли что изменится» [Кушнер, 2004, с. 104-105].
Если проанализировать современную ситуацию в системе высшего образования страны, то в 2003 году констатировалось снижение воспитательного потенциала образовательных учреждений по следующим параметрам:
· отход от воспитательной работы активной части педагогической общественности в связи с ее низким социально-экономическим статусом;
· «разрушение ведущей молодежной организации — комсомола, ослабление интереса учащейся молодежи к общественно-полезной деятельности»;
· «коммерционализация жизни, пропагандируемая средствами массовой информации и рекламой; обесценение честной трудовой деятельности;
· попытки вмешательства в воспитательный процесс различных политических партий и движений, религиозных организаций;
· увеличение потока искаженной информации о политической жизни страны.
В результате мы наблюдаем повышение среди молодежи социальной тревоги, неуверенности, агрессивности и жестокости, с одновременным увеличением числа юношей и девушек с девиантным поведением (распространение курения, употребление алкоголя и наркотиков, воровство, насилие, вымогательство, проституция и др.)» [Бригадин, 2003, 5].
На сегодняшний день педагогическая общественность фиксирует следующие изменения в организации функционирования идейно-воспитательной работы.
1. «В вузах в основном завершено создание так называемой «идеологической вертикали».
2. Организован мониторинг воспитательной деятельности вузов (в там числе качества воспитательного процесса, его ресурсного обеспечения, уровня воспитанности студентов).
3. Усилена мировоззренческо-идеологическая роль социально-гуманитарных дисциплин.
4. Многое сделано для создания системы в информировании студентов по вопросам внутренней и внешней политики страны.
5. Возросла роль в идеологической и воспитательной работе общественных молодежных объединений.
6. Проводится планомерная работа по созданию в вузах педагогически целесообразного воспитательного пространства, формированию корпоративной культуры.
7. Важное условие повышения эффективности воспитательной и идеологической работы внимание к интересам студентов, помощь в разрешении жизненно значимых для них проблем» [Ковалева, 2005, с. 3-7].
«БРСМ, профсоюз студентов активно включены в реализацию государственной молодежной политики по всем ее направлениям. В то же время студенты некоторых вузов отмечают, что о существовании этих организаций в своих учебных заведениях они узнают только во время проведения культурно-массовых мероприятий. У значительной части студентов сформировалось устойчивое мнение о досуговом предназначении упомянутых структур» [Ковалева, 2005, с. 5].
Целевое предназначение белорусского образования — не только собственно образование, «но и воспитание, гармоничное развитие личности. Привить подрастающему поколению умение ценить человеческое в человеке, научить любить людей и жить с ними в мире и согласии — эти задачи должны стать краеугольным камнем школы, всей педагогической идеологии. Пора понять: гуманность и гуманитарность (а не технократизация) — приоритетное направление в образовании подрастающего поколения» [Кушнер, 2004, с. 103-104].
Успех в достижении подобных целей напрямую зависит:
1) от интегрированности образования с культурой как оптимальном сочетании интеллектуального и духовно-эмоционального аспектов воспитания поколений;
2) от способности образовательного процесса быть феноменом культуры того или иного предмета в его сопряжении с философией, педагогикой, психологией, антропологией и ценностями этики, религии, искусства;
3) от разработки и наличия «единой, всеобъемлющей, интегрированной программы нравственно-духовного, эстетически-этического, трудового, военно-патриотического, физического воспитания школьников» ;
4) от повышения социально-экономического статуса Учителя [см. Кушнер, 2004, с. 107].
Одним из важнейших содержательных средств патриотического и духовно-нравственного воспитания является введение с февраля 2004 года в учебный процесс всех высших учебных заведениях курса «Основы идеологии белорусского государства», а также спецкурса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)».
В организационном аспекте воспитательной работы не менее значительную роль призван сыграть возрожденный институт кураторства в студенческих коллективах с его достаточно эффективным механизмом взаимодействия с созданными и создаваемыми координационными советами по идейно-воспитательной работе, в составе которых заместители деканов по воспитательной работе, руководители студенческих и спортивных клубов, секретариат комитета БРСМ, профсоюзных организаций.
По мнению белорусских аналитиков, далеко не полностью используется интегрирующий потенциал совершенствования самой методики преподавания между обучением и воспитанием, которая полнее и эффективнее учитывала бы потребности и устремления современной молодежи.
«Не случайно, одним из самых распространенных на Республиканском форуме и встречах с Министром был вопрос студентов: «Будут ли внедряться более интересные формы проведения занятий?» Очевидно, в вузах не удалось в полной мере преодолеть проблему «желтого конспекта», устаревшей лекции. Современного студента уже не устраивают традиционные методы преподавания… Поэтому перед Республиканским институтом высшей школы (РИВШ) поставлена задача — оперативно создать доступный для всех преподавателей страны банк данных о современных, активных методах и методиках воспитания и преподавания обществоведческих дисциплин, а также обеспечить обучение этим методам» [Ковалева, 2005, с. 4].
Большим потенциалом в нашей традиционно коллективистской культуры вновь становится взаимодействие воспитательных служб учебных заведений, студенческих организаций, БРСМ по организации и созданию студенческих строительных отрядов.
Среди организационных мер предлагается также создание банка данных о современных методах и формах идейно-воспитательной работы на всех уровнях системы образования, организация в учреждениях образования постоянно действующих семинаров для воспитательного актива по актуальным проблемам государственной политики, приглашения в учебные заведения депутатов, представителей органов государственного управления и местных органов власти для общения и обмена мнениями и др.
Таким образом, требуется научно-методическое обеспечение в комплексе образовательных и идейно-воспитательных задач, что предполагает:
· «разработку проектов для участия в Государственных программах научных исследований социально-гуманитарной направленности;
· издание методических пособий по организации и проведению информационно-идеологической работы со студенческой и учащейся молодежью;
· организацию постоянно действующих семинаров по информационному обеспечению и идеологическому сопровождению воспитательной работы;
· создание и обновление информационного банка данных по вопросам социально-экономического преобразования государства, его молодежной политики; инструктивно-методических материалов по идеологической работе;
· организацию и проведение научных и образовательных конференций и форумов;
· социально-педагогический мониторинг по изучению уровня сформированности гражданской позиции студентов с последующей разработкой научно обоснованных методических рекомендаций по совершенствованию воспитательно-идеологического процесса;
· участие в конкурсах студенческих научных работ по социально-гуманитарной тематике;
· участие в проводимых в республике научных конференциях по данной тематике, повышение квалификации кадров на специально организованных семинарах по вопросам реализации воспитательного и идеологического процессов в высшей школе (Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Республиканский институт высшей школы БГУ и др.)» [Щур, 2004, с. 64—65].
«Мы долгое время пребывали в иллюзии,
что воспитательная работа со студентами — удел только нашей социалистической
образовательной системы. На самом деле воспитание молодежи - поликультурная
проблема. На Западе сложились в качестве самостоятельных научных направлений:
философия воспитания, социология воспитания, психология воспитания, педагогика
воспитания. Над данной проблемой, в частности, в США, ФРГ, России, работают
крупные научные центры, функционирующие при ведущих университетах, либо
министерствах образования. Достаточно сослаться на принятый в США в
«Ныне многие школы заняты поиском отвечающих времени новаций, педагогическими экспериментами, но нужно понимать, что образование — не развлечение, не снабжение детей голой информацией, а учебное заведение не место, где можно заниматься чуждыми нашей культуре и ментальности вещами. И уж совсем не поле боя, где можно сеять плевелы раздора, заниматься манипулированием умами школьников, отрабатывать уличные политтехнологи» [Бутрим, 2004, с. 9].
«Вот почему во всем мире формирование политически и социально ответственной личности посредством целостной системы гражданского образования — одна из приоритетнейших задач школы. В странах Европейского союза, в США и Канаде, во многих других государствах в общеобразовательной школе существуют соответствующие учебные предметы, развивающие у молодых граждан страны чувство осознанного и ответственного патриотизма, понимаемого, по словам немецкого ученого Михаэля Мертеса, как органичное сочетание любви к своей стране с любовью к свободе и другим общечеловеческим ценностям. Например, уважительное отношение американской молодежи к символам своей страны — гимну, флагу и гербу — превратилось в США благодаря целенаправленной ежедневной работе учителей в прочную традицию. Характерно, что в западных странах слово «патриот» несет в себе только положительную эмоциональную и содержательную нагрузку и не воспринимается общественным сознанием как нечто ненужное и фальшивое, чего нельзя сказать о многих странах СНГ.
Особый интерес в этом плане представляет опыт Германии, располагающей мощной и эффективной системой гражданского образования подрастающего поколения. Крушение Веймарской республики и установление нацистского режима, приведшего страну на грань национальной катастрофы, показали, что неукорененность демократических ценностей в массовом сознании чревата для немецкого общества рецидивами авторитаризма. Именно поэтому сразу же после образования боннского государства была проведена кардинальная реформа системы среднего и высшего образования страны, при этом основной акцент сделан на создание различного рода образовательных программ, пропагандирующих демократические ценности. В 1952 году в стране создается специальная государственная служба гражданского образования, которая в 1963 году преобразована в Федеральный комитет политического образования.
Сегодня этот комитет эффективно работает как с преподавателями средних школ, так и непосредственно с учащимися. В его ведении находится издательское дело по проблематике демократического просвещения школьников, публикация многочисленных тематических и методических материалов, предназначенных для школы, освещающих социально-политические процессы в мире.
Подавляющее большинство книг, журналов, методических пособий, издаваемых Федеральным комитетом политического образования, распространяется абсолютно бесплатно. Кроме того, для учителей комитет организовывает и проводит разнообразные семинары и лекции, а для школьников — различные конкурсы, привлекающие внимание учащихся к проблемам политического характера, что, безусловно, способствует выработке осознанной гражданской позиции по актуальным вопросам общественно-политической жизни страны. Стабильное развитие Германии, являющейся экономическим лидером объединенной Европы, свидетельствует об эффективности проводимой государством политики в сфере гражданского образования и воспитания личности» [Дашкевич, Наумов, 2003, с. 134-135].
Анализ педагогической литературы показывает, что цели социализации и воспитания личности в целом традиционно декларативны, поскольку такие ценности как формирование компетенций, которые позволят реализовать ценности педагогического труда, быть конкурентоспособными, востребованными, работать в инновационном режиме, иметь высокий социальный статус, добиваться материального благополучия — не имеет готовых «форм», и предыдущее поколение педагогов к этому не стремилось и не декларировало как ценность. Например, такая ценность как высокий социальный статус не индивидуальна, а социально определяема, и не может быть результатом индивидуального выбора.
В какой ситуации сегодня себя обнаруживает педагогическое сообщество и что его определяет, собирает? Это самый непростой вопрос.
Изобилие описаний частных практик воспитания и образования проявляется в смещении акцентов с проблемы «Что есть воспитание?» в современной практике белорусской школы к проблеме «Как оно возможно?». Этот перенос значений определяется теми объективными условиями, в которых обнаруживает себя педагогическое сообщество (место и роль по отношению к политическим, экономическим институтам общества), и теми субъективными условиями, которые оно описывает как проблему профессионального долга и выбора.
Этими основными формами описаний являются:
– описание авторами своего опыта работы, методики его применения;
– директивно-обобщенный (предписывающий) стиль изложения;
– использование фактов и статистических данных без достаточного теоретического обоснования основного тезиса своей работы (статьи).
В большинстве публикаций (особенно в периодических педагогических изданиях) зачастую отсутствует хотя бы перечень основных идей и различение по поводу того, что автором построено как теория, а что есть практика, опыт. Особенно затруднительной для аналитической оценки является достаточно часто встречающаяся необязательность авторов связывать свои основные тезисы хотя бы со словарно-энциклопедическими сведениями в области основных философских, социальных и педагогических теорий.
Анализ публикаций (Что волнует в проблемах воспитания белорусское педагогическое сообщество сегодня больше всего?) по приоритетам показывает, что это — отношение к прошлой педагогической традиции, метанарративу, и если большинстворазделяют идею современности своих взглядов, то чем обоснована их точка зрения? Ориентиры этого выбора схематично можно выразить следующим образом:
ВЫБОР |
|
Классика |
Современность |
Педагогическая классика, первоисточники, описывающая схему вхождения молодого поколения в жизнь( социализация). |
Современные педагогические теории. Разнообразие концепций, целей. Общий акцент: ускорение, научно-технический прогресс, инновационность, стратификационность общества. |
Переживание разрыва с ведущей традицией, педагогические проблемы как проявление кризиса профессиональной роли, неопределенность социального статуса, кризис влияния, профессиональное старение, опора на «проверенные временем» связи. |
Техническое, методическое обеспечение педагогической работы, обеспечение непрерывности деятельности и производство новых педагогических ролей и функций |
Воспитание как наследие. Переживание частичности традиционной воспитательной практики, которая не обеспечивает «вхождение в жизнь». |
Педагогика образовательных сред: диагностическая, экспериментальная и тренинговая функция образовательной среды. Экспериментальность сочетания параметров образовательной среды. Универсальность игровых методов, снятие проблемы долга и многих этических постулатов. Педагогика самореализации. |
Основной итог: социализация реализуется локально, деградация перспектив, апокалипсические настроения. Идеи всеединства, воспитание включает религиозные практики, уход в традицию.
|
Цель – современность. Ускорение процессов социализации. Система воспитания не различает специальные (профессиональные) медицинские, психиатрические, психологические, технологические, коммуникативные технологии, PR-технологии, военные методы и использует их как собственную практику. Выход профессионального в сферу публичного. |
Возрождение традиций воспитания через этику. Ценности, долга, государственности, национального единства, культуроцентризма/природосообразности. |
Рефлексивное прочтение опыта прошлого. Активизация конкурентных стратегий, гиперболизация значения социального статуса и влияния, эскалация максимализма и минимализма. Выбор методов, рассчитанных на максимальный эффект. |
Необходимость разработки концепции социализации, снимающей противоположность двух педагогических подходов |
В целом же, анализ научно-монографической и периодической педагогической белорусской литературы по образовательно-воспитательным проблемам показывает, что образовательная позиция выстраивается вокруг следующих приоритетов:
§ патриотическое, идейно-гражданское воспитание;
§ возрождение национальных традиций;
§ регионализация воспитательной и образовательной политики;
§ возрождение религиозности;
§ элементы технологизации воспитания.
[Зинькова 2002, Осипов, 2005; Котикова, 2005; Ожерельева, Сыромятников, 2005; Дейко, 2005; Восков, Шевченко 2005].