ИДЕОЛОГИЯ ВСЕОБЩЕГО КАЧЕСТВА И
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Буйко Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник
Национального института образования МО РБ, кандидат философских наук, доцент
В определении задач
развития университетского образования не последнее место всегда занимали и
занимают вопросы обеспечения качества и эффективности преподавательской и
учебной работы. Однако в последние десятилетия в западной высшей школе круг
этих вопросов приобрел особую актуальность. Это связано с развитием так
называемой «философии всеобщего качества» [1] и попытками применения ее к
университетскому образованию.
В рамках этой идеологии происходит
переосмысление традиционного понятия качества как степени соответствия
какому-либо стандарту. В понимании последователей этой идеологии всеобщее
качество означает степень удовлетворения пользователя. Другими словами, именно
потребитель определяет, достигнуто ли качество.
При этом потребителем
выступают и сами отделения фирмы (предприятия, учреждения) по отношению друг к
другу. В этом смысле весьма важной является работа с фактами, т.е.
предполагается статистический контроль. Меняется и сама философия организации.
Специализированные системы заменяются системами с обратной связью и тесными
взаимосвязями между отделениями. Обучение всех служащих навыкам применения
контроля и совершенствования техник делает их участниками своей судьбы и
способствует раскрытию их полного потенциала. Всеобщее качество предполагает
также и другой тип рабочего (служащего), и другой подход к нему со стороны
руководства. В условиях всеобщего качества рабочий (служащий) является скорее
носителем общих знаний, нежели узким специалистом. И рабочий, и руководитель,
предполагается, двигаются от одного вида работ к другому, преумножая опыт во
многих сферах компании. Вместе с тем всеобщее качество является чем-то большим,
нежели просто попыткой сделать продукт лучше: это и поиск путей сделать лучший
продукт.
Таким образом, «всеобщее
качество» - это целая философия, посредством которой управляющие системы могут
прямо влиять на достижение целей организации с тем, чтобы удовлетворить запросы
потребителей посредством постоянного совершенствования системы качества,
которая состоит из социальной системы, технической системы и системы
управления. Это становится образом жизни всей организации в плане ведения дела.
Многие люди, работающие в
высшем образовании, ставят под сомнение важность усиления внимания к вопросам
качества в высшем образовании, а также саму возможность применения понятий
всеобщего качества к образованию . Это выражается в
возражениях против применения в сфере высшего образования таких терминов, как
«удовлетворение потребителя», «контроль и управление» «стандартизация». При
этом утверждается, что в высшем образовании и так обеспечивается качество.
Внутри высшего образования
превалирует взгляд, что колледжи и университеты являются хранителями,
трансляторами и генераторами знаний, и за исключением некоторых профессий
(например, правоведение, медицина), высшее образование не имеет
непосредственного отношения к миру бизнеса и не поставляет кадры работодателям.
Этот взгляд, однако, противоречит мнению многих, так или иначе занятых в сфере
высшего образования. Не все согласны с приоритетами, обозначаемыми в
традиционной триаде «преподавание - исследование - услуги». Как отметила
председатель Совета регентов Огайо (США) Е. Хэрстон,
«мы покупаем обучение, а высшее образование продает исследования». Это мнение
разделяют и другие представители государственных организаций и частных
институтов. Широкая общественность, похоже, также ожидает от высшего
образования большей отдачи. По мнению американского политического аналитика Д. Янкеловича, 88% людей ощущают, что «диплом высшей школы не
является больше гарантией хорошо оплачиваемой работы», а 73% «согласны, что
наличие степени колледжа является весьма важным в получении работы и
продвижении по службе».
Мы, однако, считаем, что
вполне приемлемо применять принципы всеобщего качества к высшему образованию.
Потому что эта теория основана на таких принципах, которые прочно прописались в
стенах университетов. Это свидетельство уважения знания и образования,
признания необходимости развития людей. Так, Эдварде Деминг, один из основателей теории всеобщего качества,
рассматривает образование как один из своих «принципов трансформации». Обсуждая
этот принцип, он пишет: «В чем нуждается организация, так это не в просто
хороших людях, а в людях, которые совершенствуют себя в образовании» [2].
Основная модель всеобщего
качества сравнима с научной моделью. Она базируется на Snewhart
цикле, состоящем из четырех процессов: 1) планирование (изучение ситуации и
процесса); 2) эксперимент (выполнение соответствующих тестов); 3) проверка
(оценка результатов); 4) действие (внедрение и изучение результатов внедрения).
Научная модель также основана на этих шагах: анализ, эксперимент, обзор и
внедрение-оценка.
Практики, реализующие
теорию всеобщего качества, и академические работники разделяют убеждение в
необходимости постоянного совершенствования. Академики называют это непрерывным
образованием или исследованием, но и для тех, и для других это означаете постоянное
изучение необходимых понятий, процессов и умений, a
также приложение последних к своим проектам и нуждам.
Академическая
сфера имеет историческую традицию уважения индивида и его прав. Эта традиция
нашла свое место и среди принципов всеобщего качества. Это выражается в
признании необходимости индивидуального развития и образования каждого, а также
независимости каждого в выражении своих мыслей и принятии решений.
Литература
1. Ralph G. Lewis, Douglas H. Smith. Total Quality in Highei Education. -
2. Out of
Crisis. -