БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм

 

 

Проблема взаимодействия студентов и преподавателей в процессе образовательной деятельности



Гафарова Юлия Юрьевна, преподаватель кафедры культурологии Республиканского института высшей школы БГУ

Реальная образовательная ситуация в Республике Беларусь остро ставит проблему о том, насколько университет отвечает своей главной задаче – функционированию в качестве основного института трансляции современного знания.

Анализ наличной ситуации (вне зависимости от того, что говорит теория педагогики) демонстрирует, что процесс взаимодействия преподавателя-студента, "учителя-ученика" протекает как процесс коммуникации сторон, заведомо неравных. Предполагается, что "учитель", обладая информацией, необходимой для полноценного функционирования в обществе, передает ее "ученику". Задача "ученика" состоит в возможно более тщательном усвоении информации, задача "учителя" - в контроле за качеством усвоения.

Такой способ передачи информации - от старшего, опытного и знающего, младшему, незнающему и неискушенному, полностью соответствует постфигуративной (терминология, введенная американским культурантропологом М. Мид) модели транслирования информации, характерной для традиционных обществ. Но если обучение как наследование всего опыта предшествующих поколений оправдано в условиях стабильного или, по крайней мере, медленно меняющегося социума, то в ситуации не просто трансформирующегося общества, но быстрой смены научных парадигм недостаточной оказывается уже не только постфигуративная, но и ко-фигуративная коммуникация, предполагающая взаимодействи учителя-ученика не как пассивного и активного начал, но как диа логическое общение равноправных партнеров.

Современное обучение должно стать научением тому, к пользоваться знаниями, как их самостоятельно приобретать и к менять приобретенные знания. Другими словами, транслирование знаний должно следовать модели, известной как префигурапгивная модель передачи информации. Такое "превентивное" обучение, обучение программам новаторской деятельности и моделям поведения, ориентированным на быстро меняющуюся ситуацию, выдвигает иные требования и к "учителю", и к "ученику".

В подобном способе взаимодействия преподаватель и студент должны выступать не как транслятор и реципиент, но как равноправные партнеры коммуникации, как сотрудники-исследователи совместно работающие над научной проблемой, как новаторы, создатели нового типа знания. Это предполагает сколь возможно раннее прикрепление индивидуального куратора к студенту-универсанту (по типу научного руководства магистрантами и аспирантами). Только в процессе сотрудничества на уровне личного общения возможно обучение студента определенным моделям творческого поведения и новаторства.

Таким образом, префигуративная коммуникация требует преодоления деиндивидуализации "ученика", преодоления восприятия преподавателем студента как "группы", "аудитории", установления индивидуальных контактов "ученика" и "учителя", предполагающих не только неформальные отношения, но и большую эмоциональность их контактов.

Установление новых форм взаимоотношений студентов и преподавателей не может выступать в качестве изолированной задачи. Это лишь один из элементов перестройки всей структуры университетского образования. В качестве примера можно указать на то. что уже переориентация научной деятельности студента нуждается в теоретической базе принципиально иного типа. Основой теоретических знаний студента-исследователя должны стать установочные, пропедевтические и обзорные курсы, нацеливающие на центральные тенденции развития современного знания и его узловые проблемы, Такой тип лекционного обеспечения предполагает доминирование самообучения и самостоятельной работы студента в учебном процессе, что ставит вопрос о необходимости новых форм контроля за индивидуальным усвоением материала, требующих полной организационной перестройки университетской деятельности и т.д.

Таким образом, изменение стиля общения и типа взаимодействия студента и преподавателя является насущной необходимостью и нуждается в методологическом, методическом и организационном обеспечении, тесно коррелируясь с общей реформой университетского преподавания.

 




Назад


Hosted by uCoz