Проблема взаимодействия студентов и преподавателей в
процессе образовательной деятельности
Гафарова
Юлия Юрьевна, преподаватель
кафедры культурологии Республиканского института
высшей школы БГУ
Реальная образовательная ситуация в
Республике Беларусь остро ставит проблему о том, насколько университет отвечает
своей главной задаче – функционированию в качестве основного института
трансляции современного знания.
Анализ наличной ситуации (вне зависимости от того, что говорит теория педагогики) демонстрирует, что
процесс взаимодействия преподавателя-студента, "учителя-ученика"
протекает как процесс коммуникации сторон, заведомо неравных. Предполагается,
что "учитель", обладая информацией, необходимой для полноценного
функционирования в обществе, передает ее "ученику". Задача
"ученика" состоит в возможно более тщательном усвоении информации,
задача "учителя" - в контроле за качеством
усвоения.
Такой способ передачи информации - от
старшего, опытного и знающего, младшему, незнающему и неискушенному, полностью
соответствует постфигуративной (терминология,
введенная американским культурантропологом М. Мид) модели транслирования информации, характерной для
традиционных обществ. Но если обучение как наследование всего опыта
предшествующих поколений оправдано в условиях стабильного или, по крайней мере,
медленно меняющегося социума, то в ситуации не просто трансформирующегося
общества, но быстрой смены научных парадигм недостаточной оказывается уже не
только постфигуративная, но и ко-фигуративная коммуникация, предполагающая взаимодействи учителя-ученика не как пассивного и активного
начал, но как диа логическое общение равноправных партнеров.
Современное обучение должно стать научением тому, к пользоваться
знаниями, как их самостоятельно приобретать и к менять приобретенные
знания. Другими словами, транслирование знаний должно следовать модели,
известной как префигурапгивная модель
передачи информации. Такое "превентивное" обучение, обучение программам
новаторской деятельности и моделям поведения, ориентированным на быстро
меняющуюся ситуацию, выдвигает иные требования и к "учителю", и к
"ученику".
В подобном способе взаимодействия
преподаватель и студент должны выступать не как транслятор и реципиент, но как
равноправные партнеры коммуникации, как сотрудники-исследователи
совместно работающие над научной проблемой, как новаторы, создатели нового типа
знания. Это предполагает сколь возможно раннее прикрепление индивидуального
куратора к студенту-универсанту (по типу научного руководства магистрантами и
аспирантами). Только в процессе сотрудничества на уровне личного общения
возможно обучение студента определенным моделям творческого поведения и
новаторства.
Таким образом, префигуративная
коммуникация требует преодоления деиндивидуализации
"ученика", преодоления восприятия преподавателем студента как
"группы", "аудитории", установления индивидуальных
контактов "ученика" и "учителя", предполагающих не только
неформальные отношения, но и большую эмоциональность их контактов.
Установление новых форм взаимоотношений
студентов и преподавателей не может выступать в качестве изолированной задачи.
Это лишь один из элементов перестройки всей структуры университетского
образования. В качестве примера можно указать на то. что уже переориентация научной деятельности студента
нуждается в теоретической базе принципиально иного типа. Основой
теоретических знаний студента-исследователя должны стать установочные,
пропедевтические и обзорные курсы, нацеливающие на центральные тенденции
развития современного знания и его узловые проблемы, Такой тип лекционного
обеспечения предполагает доминирование самообучения и самостоятельной работы
студента в учебном процессе, что ставит вопрос о необходимости новых форм
контроля за индивидуальным усвоением материала, требующих полной
организационной перестройки университетской деятельности и т.д.
Таким образом,
изменение стиля общения и типа взаимодействия студента и преподавателя является
насущной необходимостью и нуждается в методологическом, методическом и
организационном обеспечении, тесно коррелируясь с
общей реформой университетского преподавания.