СМЕНА ФОРМ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ
УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гербовицкая Маргарита Феликсовна, методист Центра проблем развития
образования БГУ
Одной из проблем, наиболее
часто возникающих в контексте об суждения особенностей университетского
образования, является проблема преодоления репродуктивной установки в учебном
процессе также связанная с ней проблема порождения нового знания.
Говоря о проблеме
репродуктивного знания, мы зачастую склонны усматривать причину в формах
организации учебного процесс Так, например, существует
мнение, что некоторые дискуссионные формы организации - семинар, дебаты,
круглый стол - способствуют npеодолению
репродуктивной установки и являются непременным условием возникновения нового
(своего) знания. Таким образом, мы во. но или невольно ориентируемся на чисто внешние проявления
коммуникативной деятельности, которые скорее являются не условием следствием
некоторых более глубинных процессов.
Возвращаясь к проблеме
знания, обратимся к рассмотрен двух видов
деятельности, имеющих место в процессе обучения условно обозначаемых как:
деятельность по усвоению нормативного знания и проектная деятельность. Знание,
возникающее в процессе усвоения, может быть рассмотрено как некоторый
культурный образец или ориентир. Такое знание призвано, с одной стороны, ввести
в контекст культуры, а с другой - необходимо еще и того, чтобы всякий раз не
воспроизводить худшие или наименее удачные образцы. В этом смысле следует
говорить о способах по лучения т.н. "общекультурного знания". В
частности, одним из условий трансляции такого знания является
прежде всего введение проблематику.
Иными словами, знание как
культурный образец обретает свое значение лишь в определенном контексте.
Так называемое
"свое" (или новое) знание возникает, по-видимому, в проектной
деятельности. Непременным условием возникновения такого рода деятельности, по
нашему представлению, является прежде всего
принципиальная смена установки сознания, которая проявляется в том, что замысел
и инициатива в данном случае исходят непосредственно от субъекта действия и не
могут быть навязаны извне. В противном случае деятельность будет носить симулятивный, квазипроектный
характер. (Субъект, не являясь подлинным творцом замысла и не обнаруживая
никакого реального для себя интереса, вынужден прибегать к искусной имитации,
конечным результатом которой чаще всего будут являться лишь некоторые
формальные достижения).
Таким
образом, педагогическая задача в данном случае будет заключаться в том, чтобы
привести сознание субъекта в особое -проектное
состояние. В этом смысле для нас представляет интерес выработка определенных
способов смены установки сознания - так называемых "гуманитарных
практик", в ходе которых вследствие проблематизации
некоторых исходных оснований происходит ломка устойчивых, привычных, стереотипизированных представлений. Субъект, оказываясь в
ситуации недостаточности привычных логических средств описания, воссоздания
некоторого контекста, прибегает к построению новой реальности и создает язык
описания этой реальности.