УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Гусаковский Михаил Антонович, директор Центра проблем развития
образования БГУ, кандидат философских наук, доцент
Постановка проблемы. Есть по крайней мере три группы причин,
побуждающих нас обсуждать необходимость изменений и реформ в сфере образования.
Первая – это социальное, политические и экономические изменения, происходящие в
белорусском обществе, вторая – изменившаяся социокультурная
ситуация, в которой обнаруживают себя образование и наука на рубеже веков, и
третья – изменение официального статуса Белорусского государственного
университета в нашей республике. На все эти обстоятельства университет не может
не отреагировать.
По признанию многих
специалистов, университетское образование в XX столетии переживает кризис.
Именно с этим, по- нашему мнению, связаны непрекращающиеся попытки философов и
теоретиков образования снова и снова обсуждать проблему образования в целом.
Достаточно указать на имена Хосе Ортеги-и-Гассета или
Карла Ясперса, посвятивших проблеме университета
специальные работы.
Дело сводится к признанию
того, что суть кризиса не столько в практической невозможности осуществлять
процесс образован в том виде, как он сложился на протяжении длительного времени сколько в том, что процесс образования не отвечает
больше те представлениям о мире, человеке и способах их отношений, которые
возникли и существуют в современной культуре. Речь идет кризисе
наших представлений об образовании, о кризисе "идеи университета. В
результате образование оказывается всегда "позади" реальных процессов
развития общества. По оценкам специалистов кризис носит парадигмальный
характер.
О современной
образовательной парадигме. Термин "парадигма", как известно, ввел в научный оборот
американский теоретик историк науки Томас Кун. В своей известной книге
"Структура научных революций" (1963) Кун показал, что развитие науки
не есть имманентный процесс логического развертывания однажды раз навсегда
принятых постулатов, наука в своем реальном историческом развитии есть
результат выбора и предпочтений, осуществлямых научным
сообществом. "Этим термином я обозначаю, – писал Томас
Кун, – научные завоевания, повсеместно принятые, из которых складывается, пусть
на какое-то время, модель проблем и решений, устраивающих тех, кто занимается
исследованиями в данной области" (Цит. по:
Д. Реале, Д. Антисери.
Западная философия от истоков до наших дней. – Санкт-Петербург,
ТОО ТК "Петрополис", 1997. С.677).
Тема конференции
показывает, что нас что-то не устраивает в наших представлениях и практике
университетского образования. В современной теоретической педагогике и
философии образования Беларуси имеется достаточно большое число сторонников той
точки зрения, что мы являемся современниками смены образовательных парадигм.
Наше выступление посвящено
обсуждению проблемы – какая образовательная парадигма сменяет или должна
сменить какую, и каковы те следствия, которые
возникают для университетского образования при смене наших представлений о нем.
По нашему мнению, смена
образовательных парадигм напрямую связана с трансформацией культурных моделей
образования в Европе и Америке (в 18, 19, 20 вв.). Последнюю
с известной долей условности можно обозначить как: ПРОСВЕЩЕНИЕ – МОДЕРН –
ПОСТМОДЕРН.
Указанные три
культурно-исторические модели образования выделены российской
исследовательницей Н. Б. Крыловой. Они являются обобщающими. Каждая из них
содержит разнообразные, порой несхожие частные модели (национальные и
локальные), но в большинстве из них заложены родственные идеологические
основания, что и позволило выделить именно данные культурно-исторические модели
образования. (См. Н. Б. Крылова. Культурные модели
образования с позиции постмодернистской педагогики // Новые ценности
образования: культурные модели школ. Выпуск №
Одной из доминант
Просвещения была идея свободы личности и индивидуальных прав. Просветительские
модели образования получили в наследство от школы Я. Коменского принцип трансляции
знания (в обучении) и ценности (в воспитании), а также принцип жесткой
дисциплинарной организации содержания и процесса трансляции. Революционные
процессы в Европе и Америке, появление демократических конституций и первых
документов о правах человека благотворно повлияли на развитие образования и
формирование моделей! свободного воспитания, а затем и нового воспитания.
Модернистские модели
образования, пришедшие на смену просветительским,
многое взяли у предшествующих, но и многое трансформировали. С усилением
факторов государственности, массового производства, идеологии тоталитаризма,
иерархичности социальных структур усиливалась роль не только
лекционно-семинарской и классно-урочной системы, но и идеологической
направленности дисциплинарно-организованного обучения и связанного ним идеала
выпускника, который формировался под определенный социально-политический заказ.
Это были радикальные
(правые и левые) командные модели массового образования, которые обосновывались
с помощью унифицированных представлений. В радикальных моделях элементы
трансляции знаний и ценностных отношений и силовые методы ("воспитание
есть воздействие") были доминирующими. Внедрялась в университетскую жизнь
идея вторичности индивида и первичности коллектива они были призваны выполнять
определенные функции и подчиняться принципам единоначалия, субординации и
"большинства".
Однако в
рамках того же модерна получили развитие и гуманистические модели образования,
где доминировали ориентации на свободу и индивидуальность, где акцент делался
не на обучении, а на активном и заинтересованном учении, где единственно
возможными формами взаимодействия были доверительные, дружеские i доброжелательные отношения между студентами и педагогами,
ведущими педагогическими методами были поддержка и забота.
В послевоенные годы в
Европе и Америке началось распространение идей постмодернизма (в Беларуси, как
и в России, этот процесс запоздал и начался вместе со становлением новых
демократических форм социокультурной жизни). Многие
ранее существовавшие либеральные модели в американском и европейском
образовании получили новый импульс развития именно благодаря идеям
постмодернизма: плюрализма, разнообразия, терпимости к инаковости,
ориентации на значимые здесь и теперь нравственные ценности, индивидуальные
интересы и самоопределение.
Постмодернизм принес иное
понимание развития науки – не как движения только по дисциплинарному пути.
Наука, а вслед за ней и образование, стали интерпретироваться в значительной
мере как меж- и кроссдисциплинарные
феномены, что свидетельствовало о другой, более сложной научной картине мира и
другой организации науки. Это, естественно, ведет к формированию в
инновационном и альтернативном поле образования междисциплинарных учебных
программ и технологий, а также к деконструкции и
реконструкции самой лекционно-семинарской и классно-урочной систем, которые
становятся все более и более некультуросообразными.
Значительно расширилась доля альтернативных моделей школ и университетов, они
повсеместно играют все более активную роль в изменении традиционного
образования.
Кризис идеи
университета. В
основу идеи университетского образования , на наш
взгляд, положено одно чрезвычайно продуктивное педагогическое допущение:
уверенность в том, что принципиально возможно снабдить выпускника некоим общим,
универсальным методом, принципом, которые позволили бы ему всегда иметь
определенное представление о мире в целом. Последнее должно явиться, с одной
стороны, предпосылкой для всеобщего понимания и коммуникации, а с другой –
условием универсальной ориентации в мире, тем обстоятельством, которое облегчит
смену видов и норм деятельности и мышления в изменяющихся обстоятельствах,
предпосылкой удержания субъективной целостности в условиях перемен.
Первоисточник
термина универсальный, от которого образовано слово университет – латинское
прилагательное universalis – "общий",
"всеобщий", "относящийся ко всему" (сравни – universus – "весь", "целый",
"состоящий из ...". В основе термина обнаруживается значение – построение и
удержание целостности. Современная психология приписывает эту способность
интеллекту. Очевидно, что сегодня построить одну, единственную, относящуюся ко
всему целостность, одну универсальную картину мира невозможно. Становится
проблематичной не только наша способность построить универсальную картину мира,
нет ответа и на вопрос, как, каким универсальным способом и языком ее описать.
Все предыдущие способы исчерпали свой ресурс. Ни один из них не выступает безусловным: ни наука, ни религия, ни искусство. Интеллект
утрачивает свою универсальную, фундаментальную способность к пониманию.
"Дикий опыт" – устойчивое выражение постструктуралистской
традиции, которое содержит указание на отсутствие всякой организованности и
обработанности опыта. Как показывают современные разработки в сфере методологии
и эпистемологии науки, такого опыта не существует. Мы не можем сегодня
предложить убедительной тотальной целостности универсума и способов его
создания, мы предлагаем целостность локальную.
Современный разум
отказывается поверить идее, согласно кот рой сознание
направлено на вещь и обретает значение и смысл в мире. Смысл в мир вносит
человек. Центр переносится на субъекта. Отсюда,
призывы к новой онтологии субъекта (М. Фуко, Жиль Делез).
Итак, наука сегодня не
может определить, создать единую, общую универсальную картину мира. С этим
связана проблема сущности, под ней понимается максимально понятый
мыслимый пред мет внутри полного универсума. Как указывает М. К. Мамардашвили, на данной предпосылке было построено
радикальное различение видов знания в культуре: наука, искусство, религия и т.
д., между научным и вненаучным знанием, между
эмоциями и разумом. История развития науки обнаружила тот факт, что полн знание классики – есть не
человеческое полное знание, а "божественный интеллект". И сегодня
земному человеку приходится действовать исходя из предпосылки неполного знания.
Одной из таких структур, которые могут действовать на предпосылке неполного
знания, является личностная структура.
Новая стратегия
университетского образования. Кризис идеи универсальности приводит современных
педагогов к поиску новых альтернативных стратегий образования. Две
педагогические идеи здесь представляются нам наиболее важными: научить
рефлектировать истоки всякого актуального опыта, работать с разным опытом,
разными его видами; и вторая задача – научить многим способам упорядочивания
первичной информации и коммуникации.
Следуя
перспективе, которую разрабатывал в рамках своего антропологического проекта
М.К. Мамардашвили, в основу социокультурной
программы университета может быть положено представление о том, что возможно
порождение установки на то, чтобы рассматривать свою жизнь как то, в чем могут
быть созданы такие условия, при которых мог бы самостоятельно возникнуть
эксперимент нового сознательного опыта, в принципе не получаемого из других
сознательных опытов, не выводимого из них (М. Мамардашвили,
А. Пятигорский. Символ и сознание. М., 1974. С.
86—87).
В образовании, понимаемом
подобным образом, существенное значение имеют следующие феномены: акты
первичного упорядочивания информации индивидом, работа с собственными смыслами
и схемами деятельности, наконец, проектный характер субъективной активности.
Именно овладение этими и подобными актами культурного творчества позволяет
индивиду, получающему соответствующее образование, успешно реагировать на любую
новую ситуацию, призвано породить способность к относительно легкой смене
профессии в принципе. Подобная подготовка может развить и еще одну способность
– к порождению новых видов деятельности и новых смыслов, и сделать их
легитимными. Она позволяет ожидать рождения видов деятельности и норм, которые
не принадлежат ни к одной из известных дисциплин, ни к одной из известных
профессий. В этом видится нам задача и смысл деятельности университета в новых
условиях.
В заключение резюмируем
сказанное. В рамках принятой и описанной здесь парадигмы нам
представляется продуктивной и целесообразной смена основных перспектив
представлений об университетском образовании с так называемой
"социологической" на "культурологическую" перспективу",
приведение собственных представлений об университете в соответствие с
современным состоянием культуры. Это предполагает в свою очередь
перемену основной базовой образовательной деятельности в университете с
познавательной, организованной по схематизмам и тематизмам
науки, на культуротворческую, в основе которой иные
образовательные стратегии, в частности – анализа ситуации и интерпретации. При
этом мы исходим из того убеждения, что основной источник новизны при
современном состоянии и условиях развития культуры – в новых точках зрения,
новых интерпретациях известных истин.
Наши
размышления и призывы можно было бы резюмировать тезисом о том, что в целях
развития необходимо усилить миссию университета как культурного центра, где
порождаются не только новые знания и новые специалисты, но и новые сферы,
формы, смыслы культуры, а значит, и смыслы человеческого бытия.