БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА



Гусаковская Лариса Анатольевна, декан факультета искусств Европейского гуманитарного университета, кандидат философских наук, доцент

Размышления над содержанием и формой преподавания в вузе на современном этапе порождают, на наш взгляд, две проблемы.

Первая: какой объем знаний и какое содержание материала передавать студентам, что им передавать? Но знание сегодня активно наращивается. В эпоху новых технологий, меняющихся парадигм знаний, методологий преподаватель вуза, как никогда оказывается в состоянии "неполного знания". Ему приходится искать свою логику понимания, обнаруживать свои методологические обоснования, уметь обозначать свою точку в пространстве различных методологий и соотносить ее со множеством других. Это существование в кажущемся хаосе нарушает привычное состояние преподавания, напрягает и порождает чувство неуверенности и, как следствие, либо желание прорваться к пониманию, либо агрессивно защищаться в устоявшихся правилах и формах. Этим, видимо, объясняется появление все большего числа авторских курсов, многообразия программ, проблемы стандарта. Может быть, этим объясняется столь возросшая потребность в методологических семинарах, позволяющих прояснять некоторые позиции, обозначать собственные ориентации. В содержание преподавания сегодня кроме теоретического слоя в качестве обязательного, на наш взгляд, должен быть добавлен слой методологический.

Вторая проблема: как включать студента в активную работу, как сделать его позицию вопрошающей. Возможно, одним из способов создания вопрошающей ситуации может быть работа с текстом. Работа с текстом в процессе обучения сегодня не открытие, это общее место любого нормального образования. Остается проблемой организация данной работы.

Совсем недавно в традиции высшей школы была работа с первоисточниками, которая сводилась к бесконечному конспектированию с целью найти ответы на некоторые поставленные преподавателем вопросы. Причем, как правило, преподаватель заведомо знал эти места из первоисточника. В конечном счете происходило переписывание и собирание цитат под некоторые положения, требующие авторитетного подтверждения.

Что и как необходимо сделать, чтобы текст обнаруживал свои смыслы и проблематизировал работающего с текстом. Сам текст, а не то, что около текста. Возможно, этому может способствовать следующая методика работы с текстом.

Студентам предлагается оригинальный текст и ставятся следующие задачи.

1. Обнаружить ситуацию, породившую данный текст. Автор текста, как правило, прописывает то, что побудило к рождению конкретное размышление. Это может быть некоторое конкретное событие, некое понятийное проблемное пространство, то мысль и т.п. Важно вычитать в тексте, почувствовать, понять, что побудило автора к данному размышлению, откуда оно возникло, какова эта ситуация, как она прописывается автором. Надо понять ее, описать и убедить, что именно она породила жизни данный текст. Терпеливое ожидание преподавателя, прочитывание и прослушивание разных версий, дискуссия по этому поводу в конечном итоге более или менее проясняют ситуацию или обозначают ее. Преподавателю важно осознавать, что абсолютных и до конца ясных ответов не всегда можно и даже нужно получать. Скорее необходимо осознать пространство мысли автора, поле его проблем, вопросов и ответов, найти поле conpяжения с сегодняшними вопросами и проблемами, волнующим преподавателя и студента.

2. Обозначить актуальную для автора проблему, порождаемую описанной ситуацией, ту проблему, которую автор пытается прописать и неким образом разрешить. Как правило, студенты быстро с этим справляются. Но обнаруживают чаще всего веер проблем. Это заставляет их выстраивать некую иерархию проблем, обнаруживать их сопряженность и соотнесенность, пытаться понимать их возникновение и определять главную, "большую" для автора проблему.

3. Третий этап работы – это концептуальное решение поставленной проблемы. Какое решение видит автор, как он это решение (или решения) обосновывает, объясняет, определяет? Почему такое решение предлагается?

Методическим требованием является постоянная отсылка к тексту: "Насколько Ваша интерпретация совпадает с авторской, есть ли различие между Вашим пониманием решения и тем, что предлагает автор?". Здесь, как правило, возникает дискуссия, поиск аргументации и назойливое возвращение к тексту.

4. Последним этапом работы является обнаружение фрагментов текста, породивших открытие студентом некоторых своих смыслов, своих "святых мест". Здесь дается право на интерпретацию и проговаривание своих смыслов и часто своих текстов.

Наиболее значимым результатом такой организации работы с текстом, на наш взгляд, является рождение своих маленьких удивлений и открытий, обнаружение некоторых личностно значимых смыслов. Надо только не спешить все точно прописать, должно остаться место для вопрошания, должны оставаться зазоры мысли и недоумений. Такая работа с текстом на первых порах требует значительных усилий. В нашей культуре слишком сильна традиция делать текст поводом для своих размышлений, проявлять свою самодостаточность без стремления к диалогу, без стремления проникать в чужую мысль и обнаруживать точки соприкосновения. В результате, как правило, встречи не происходит. И мы оказываемся "на обочине".

Специально организованная процедура работы с текстом ведет к тому, что постепенно нарабатывается навык вопрошания и работа с текстом становится более содержательной и смыслозначимой. И последнее: не стоит торопиться на все ответить, может быть вообще не надо отвечать, но задаться вопросами, сделать их актуальными для своего сознания, возможно, есть главная цель гуманитарного образования.

 




Назад


Hosted by uCoz