Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
БГУ: университетское образование в
условиях смены образовательных парадигм |
АНАЛИЗ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РАБОТАХ ЗАПАДНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Костюкевич Светлана Викторовна, младший научный сотрудник
научно-исследовательской лаборатории социологических проблем БГУ
Реорганизация
средневекового университета, востребованная естественной экспериментальной
наукой (17-18 вв.), обострила внимание к тому, что такое университет и в чем
выражается его роль в обществе. "Идея университета"
[книга Дж. Ньюмена, английского теолога, философа и педагога] явилась практически
первым в истории мировой культуры специализированным изложением системы
взглядов на роль университетов в обществе" [1, с. 41]. Дж. Ньюмен
издал эту книгу в
Чуть позже
А. Университет, прежде
всего и по преимуществу, означает высшее образование, которое должен получить
обычный человек. Б. Этого обычного человека в первую очередь надлежит сделать
культурным, т.е. его надо поставить на высоту требований времени... В.
Обыкновенный человек должен стать хорошим профессионалом. Помимо приобщения к
культуре, университет, используя самые рациональные и эффективные методы
работы, должен позволить человеку стать хорошим доктором, хорошим судьей,
хорошим учителем... Г. Нет никаких убедительных оснований утверждать, что
обычный человек должен обязательно быть и ученым. Отсюда шокирующее многих
следствие: наука в подлинном смысле, т.е. научные исследования в любой форме,
не фигурирует в числе основных функций университета" [2, с. 86]. В главе
VI Ортега-и-Гассет продолжает: "... приводит нас
к следующему определению первичной миссии университета: 1. В строгом значении
этого понятия университет означает институт, который помогает обыкновенному
студенту стать культурным человеком и хорошим специалистом" [2, с. 85-86].
В Ортеговском
университете акцентируется внимание на том, что он является учебным центром
профессиональной подготовки, параллельно выполняя задачу воспитания
высокообразованных и культурных людей. Ортега-и-Гассет
не считает, что университет должен стать вотчиной науки, которая (особенно в
лице естествознания) все больше оккупирует его с целью подготовки ученых и
проведения научных исследований. Однако ученый – это интеллектуальная
профессия, и университет призван обеспечивать профессиональное образование
научных сотрудников. И все же X. Ортега-и-Гассет
отчасти прав – нельзя делать из университета только кузницу по подготовке
научных кадров. Университет не принадлежит всецело Науке и не должен
обслуживать только ее. Университет принадлежит Культуре и должен в равной
степени считать ценными все интеллектуальные профессии, не выделяя профессию
ученого как наиболее ценную. Доминирование во многих современных университетах
подготовки научных кадров – это результат засилья науки в современном обществе,
что приводит к захирению вненаучных
интеллектуальных профессий, на которые не обращается должного внимания.
Отказ X. Ортеги-и-Гассета естественнонаучному университету ученых и
инженеров в праве на существование не изменит ситуации. Данный тип университета
уже прочно вошел в историю и завоевал свое место под солнцем. Более того, он
стал лидером, преобладающим типом университета. Но не отказ ему в существовании,
а снижение его преобладания сможет разнообразить жизнь университетов.
В
Ясперсовский университет – это исследовательский
центр, где обучение и воспитание подчинены подготовке исследователя, который
занят поиском истины [не только научной, но также и философской, и
художественной, т.е. поиском истины в общечеловеческом масштабе]. Однако
интеллектуальная профессия, в которой непременно присутствует исследовательский
дух, одновременно и в равной степени включает и дух практический, прикладной
(исследовательская деятельность), ремесленный (практическая профессиональная
деятельность). Интеллектуальная профессия – это искусство-ремесло.
Эти две составляющие
присутствуют в работе любого интеллектуала, в том числе и в работе такой
разновидности интеллектуалы! профессии как ученые, К. Ясперс, судя по всему,
имеет в виду университетскую подготовку как подготовку интеллектуала, а не
только ученого, и здесь он следует первоначальному (средневековому) назначению
университета. Однако он выпячивает в работе интеллектуала исследовательскую
составляющую и принижает значение прикладной (ремесленной) составляющей, тогда
как средневековый университет не считал интеллектуала только исследователем, в
равной степени он
считал
его и ремесленником. В этом выпячивании Ясперс – последователь Гумбольдта,
который, в свою очередь, придерживался установки представителей романтизма,
противопоставлявших вдохновение труду (ремеслу) и тем самым сводивших работу
интеллектуала только к исследовательскому творчеству.
Литература
1. Захаров И., Ляхович Е. Джон Ньюмен и его модель идеального университета
// Alma mater. – 1993. № 1.
– С. 36-45.
2.
Мишед Л. Идея университета // Вестник высшей школы.
-1991. №9. – С. 85-90.