Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм

 

АНАЛИЗ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТАХ ЗАПАДНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ



Костюкевич Светлана Викторовна, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории социологических проблем БГУ

Реорганизация средневекового университета, востребованная естественной экспериментальной наукой (17-18 вв.), обострила внимание к тому, что такое университет и в чем выражается его роль в обществе. "Идея университета" [книга Дж. Ньюмена, английского теолога, философа и педагога] явилась практически первым в истории мировой культуры специализированным изложением системы взглядов на роль университетов в обществе" [1, с. 41]. Дж. Ньюмен издал эту книгу в 1873 г. "Мою точку зрения на университет, – отмечал Ньюмен, – можно сформулировать так: университет – это место, где обучают универсальному знанию" [2, с. 85]. И еще одно его высказывание: "...задача университета состоит в том, чтобы интеллектуальная культура стала сферой его деятельности, его задача – формирование интеллекта..." [2, с. 85]. В своей разработке, что такое университет, Дж. Ньюмен опирался на античные источники, которые он тщательным образом изучил. Дух античности поэтому проступает в его высказываниях. Главная задача Ньюменовского университета – это формирование интеллекта, но именно оно и было целью либеральных искусств в Древней Греции. Уподобляя университет античной школе обучения патриция, Ньюмен возвращал его в прошлое, возвращал к такому учебному заведению, в котором нет места профессиональной подготовке, нет места науке (научно-исследовательской подготовке). По сути, это уничтожало смысл существования университета, и в этом, видимо, причина того, что Ньюменовский католический университет в Дублине в конечном итоге захирел и сошел на нет. Готовить наподобие патриция джентльмена-интеллектуала оказалось слишком узкой задачей для университета (воспитание высокообразованного к культурного человека, безусловно, входит в обязанности университета, поскольку является необходимым для интеллектуальной профессии, но сведение университетского обучения только к этому означает искажение его смысла). Ньюменовский идеал университета предстал всего-навсего школой по формированию гуманитарной интеллектуальной культуры, оказавшей воспитательное воздействие на личность.

Чуть позже 1930 г. X. Ортега-и-Гассет издал свою работу "Миссия университетов", где он пишет: "Глава IV. Чем, прежде всего, должен быть университет.

А. Университет, прежде всего и по преимуществу, означает высшее образование, которое должен получить обычный человек. Б. Этого обычного человека в первую очередь надлежит сделать культурным, т.е. его надо поставить на высоту требований времени... В. Обыкновенный человек должен стать хорошим профессионалом. Помимо приобщения к культуре, университет, используя самые рациональные и эффективные методы работы, должен позволить человеку стать хорошим доктором, хорошим судьей, хорошим учителем... Г. Нет никаких убедительных оснований утверждать, что обычный человек должен обязательно быть и ученым. Отсюда шокирующее многих следствие: наука в подлинном смысле, т.е. научные исследования в любой форме, не фигурирует в числе основных функций университета" [2, с. 86]. В главе VI Ортега-и-Гассет продолжает: "... приводит нас к следующему определению первичной миссии университета: 1. В строгом значении этого понятия университет означает институт, который помогает обыкновенному студенту стать культурным человеком и хорошим специалистом" [2, с. 85-86].

В Ортеговском университете акцентируется внимание на том, что он является учебным центром профессиональной подготовки, параллельно выполняя задачу воспитания высокообразованных и культурных людей. Ортега-и-Гассет не считает, что университет должен стать вотчиной науки, которая (особенно в лице естествознания) все больше оккупирует его с целью подготовки ученых и проведения научных исследований. Однако ученый – это интеллектуальная профессия, и университет призван обеспечивать профессиональное образование научных сотрудников. И все же X. Ортега-и-Гассет отчасти прав – нельзя делать из университета только кузницу по подготовке научных кадров. Университет не принадлежит всецело Науке и не должен обслуживать только ее. Университет принадлежит Культуре и должен в равной степени считать ценными все интеллектуальные профессии, не выделяя профессию ученого как наиболее ценную. Доминирование во многих современных университетах подготовки научных кадров – это результат засилья науки в современном обществе, что приводит к захирению вненаучных интеллектуальных профессий, на которые не обращается должного внимания.

Отказ X. Ортеги-и-Гассета естественнонаучному университету ученых и инженеров в праве на существование не изменит ситуации. Данный тип университета уже прочно вошел в историю и завоевал свое место под солнцем. Более того, он стал лидером, преобладающим типом университета. Но не отказ ему в существовании, а снижение его преобладания сможет разнообразить жизнь университетов.

В 1949 г. К. Ясперс опубликовал работу "Идея университета", в которой он придерживается немецкой традиции университетского образования в том виде, как ее определил еще В. Гумбольдт. "Университет, – писал К. Ясперс, – это сообщество ученых и студентов, занятых совместным поиском истины" [2, с. 86]. "Университет – это место, где, благодаря условиям, создаваемым государством и обществом, культивируется самосознание эпохи. Люди приходят сюда с одной-единственной целью – с целью поиска истины... Но так как истина < отрывается в результате систематического поиска, то и исследования являются первейшей задачей университета... Поскольку масштаб истины намного превосходит масштабы науки, то и ученый обязан рассматривать этот поиск в общечеловеческом масштабе, а не только как специалист... Вторая задача университета связана с обучением, так как знание истины нужно передавать... восприятие истины предполагает интеллектуальную зрелость личности. Отсюда следует, что и обучение, и исследование нацелены на нечто большее, чем просто передача готовых фактов и умений. Их цель – формирование человека в целом... Задача университета тройственна – исследование, передача знаний [образование] и культура..." [2, с. 86-87].

Ясперсовский университет – это исследовательский центр, где обучение и воспитание подчинены подготовке исследователя, который занят поиском истины [не только научной, но также и философской, и художественной, т.е. поиском истины в общечеловеческом масштабе]. Однако интеллектуальная профессия, в которой непременно присутствует исследовательский дух, одновременно и в равной степени включает и дух практический, прикладной (исследовательская деятельность), ремесленный (практическая профессиональная деятельность). Интеллектуальная профессия – это искусство-ремесло.

Эти две составляющие присутствуют в работе любого интеллектуала, в том числе и в работе такой разновидности интеллектуалы! профессии как ученые, К. Ясперс, судя по всему, имеет в виду университетскую подготовку как подготовку интеллектуала, а не только ученого, и здесь он следует первоначальному (средневековому) назначению университета. Однако он выпячивает в работе интеллектуала исследовательскую составляющую и принижает значение прикладной (ремесленной) составляющей, тогда как средневековый университет не считал интеллектуала только исследователем, в равной степени он

считал его и ремесленником. В этом выпячивании Ясперс – последователь Гумбольдта, который, в свою очередь, придерживался установки представителей романтизма, противопоставлявших вдохновение труду (ремеслу) и тем самым сводивших работу интеллектуала только к исследовательскому творчеству.

Литература

 

1. Захаров И., Ляхович Е. Джон Ньюмен и его модель идеального университета // Alma mater. – 1993. № 1. – С. 36-45.

2. Мишед Л. Идея университета // Вестник высшей школы. -1991. №9. – С. 85-90.

Hosted by uCoz