БГУ: ШАГИ НАВСТРЕЧУ БУДУЩЕМУ
Козулин Александр Владиславович, ректор
БГУ, доктор педагогических наук, профессор
Наша страна переживает
время бурных перемен. В этих условиях высшее образование способно и должно
стать той лабораторией, где моделируются, прогнозируются, проектируются и даже
переживаются формы будущей жизни. Готова ли белорусская высшая школа к этому
историческому вызову? Какой должна быть роль и позиция ведущего вуза
республики, Белорусского государственного университета в современной социокультурной и образовательной ситуации?
Очевидно, что вузовское
сообщество республики, насчитывающее десятки и тысячи студентов, преподавателей
и ученых, представляет собой внушительную силу, способную повлиять на
направление эволюции общества. Уже тот факт, что научные и технические знания,
вырабатываемые и распространяемые высшей школой, приобретают все более
возрастающее значение во всех сферах общественной практики, ставят вузы в
позицию главного "субъекта" современной жизни. БГУ всегда славился
академичностью, фундаментальностью в подготовке специалистов. Однако сегодня
этого уже недостаточно: от выпускника университета теперь требуется умение
быстро включаться в непосредственную практическую работу. В современной
производственной сфере происходит "сращивание" нескольких форм
деятельности: собственно производственной, исследовательской, проектно-разработческой и др. Каждая из них имеет свои цели
и свое особое устройство. Кто сегодня научится более эффективно и оперативно
трансформировать и изменять технологии, порождать все более новые и новые
системы деятельности и мышления, тот в конечном итоге и окажется в выигрыше.
Реальность такова, что только образование и университетская наука могут
обеспечить "связывание" этих процессов воедино.
Здесь возникает
серьезнейшая проблема совмещения фундаментальной и прагматической компонент,
составляющих стержень университетского образования.
Осознание этого
обстоятельства побудило нас к разработке конкретных шагов по оптимизации и
реформированию образовательного процесса в БГУ. Обозначим некоторые из них:
1. Определение стандартов и
системы контроля качества образования. В БГУ должны быть выработаны собственные
стандарты качества образования, отвечающие самым современным требованиям.
Специфика белорусской социокультурной ситуации
предполагает включение в содержание образования таких параметров, как: а)
владение одним-двумя иностранными языками, прежде
всего "современной латынью" - английским; б) освоение компьютерной
грамотности; в) овладение студентами гуманитарным мышлением -основой
становления нравственного сознания и социальной ответственности выпускников
БГУ. Необходимо выработать систему управления качеством образования через
механизмы перманентного тестирования знаний студентов и процедуру аттестации
научно-педагогических кадров.
2. Создание
библиотечно-информационного центра. Без информационного обеспечения учебного
процесса новейшей информацией, научной и учебной литературой невозможно
современное образование. Студенты и преподаватели БГУ должны иметь свободный
доступ к глобальным и корпоративным компьютерным сетям при решении своих
образовательных и научных проблем. Для реализации этих задач в БГУ планируется
строительство нового здания библиотеки, книгохранилища, оснащенных компьютерной
техникой.
3. Еще одним из
перспективных направлений деятельности БГУ является повышение качества заочного
образования. Задача на ближайшее время состоит в том, чтобы приблизить
стандарты заочного обучения к уровню очного образования. Для этого необходимо
создать специальные учебные пособия, в том числе и на электронных носителях
(компьютерная библиотека), систему образовательных центров в регионах
республики, а также осуществлять консультирование и контроль знаний студентов с
использованием компьютерных сетей. При этом заочное обучение могло бы частично
поступиться принципом фундаментальности и в качестве приоритетного момента
содержания образования удерживать его практическую нацеленность. Заочное
образование могло бы выступить той областью, в которой возникают перспективные
формы индивидуального самостоятельного обучения студентов. При такой
организации образовательного процесса престиж диплома БГУ не будет страдать.
4. Создание условий для
международного признания диплома БГУ. Это можно сделать не только через
механизм конвертируемости белорусского диплома, но и посредством
привлекательности получения образования в БГУ для иностранных граждан. Факт
массового обучения иностранцев в нашем университете мог бы стать самым убедительным
аргументом для мирового сообщества в пользу качества белорусского образования.
5. Создание
учебно-научно-производственных комплексов. Тенденция к возрастанию роли
университетского образования во всем мире проявляется и в том, что вузы
превращаются в центры регионального развития, концентрируя вокруг себя
экспериментальные и промышленные производства, интеллектуальные и людские
ресурсы, Речь идет о превращении университетов в комплексы, объединяющие
учебную, научно-исследовательскую, экспериментально-опытную и производственную
деятельность. Реализация этой тенденции находит место и в БГУ: университету
передано научно-производственное объединение "Комплекс".
6. Защита интеллектуальной
собственности БГУ и механизмы материального стимулирования авторов рентабельных
научных разработок. Университет должен взять на себя работу по лицензированию и
патентованию научных и технологических изобретений своих сотрудников, а также
отстаивание их интересов в конфликтных ситуациях, в том числе и на
межгосударственном уровне. Требует скорейшей разработки нетрадиционный механизм
материального стимулирования, суть которого может быть заключена в долевом
участии авторов интеллектуальных находок в прибылях. Говоря без обиняков, чем
больший вклад вносит тот или иной сотрудник в общеуниверситетскую
интеллектуальную копилку, тем выше должно быть его материальное вознаграждение.
Актуальной является и поддержка коммерческой направленности научных разработок.
7. Создание условий для
возникновения новых профессий и специализаций через организацию новых отделений
и факультетов. Во-первых, в БГУ еще недостает специальностей, которые
традиционно считаются прерогативой классического университета. Этим
соображением продиктовано решение об открытии факультета фундаментальной и
народной медицины. Во-вторых, изменение ситуации в республике требует
подготовки специалистов в новых областях общественной жизни и хозяйственной
деятельности. В этой связи планируется открытие таких факультетов, как экономический, управления и бизнеса.
8. Либерализация
образовательного процесса и форм организации обучения:
а) увеличение доли самостоятельной
работы студентов, что предполагает сокращение лекционных занятий;
б) расширение количества
учебных предметов по выбору студентов;
в) создание условий для
формирования студентами собственных индивидуальных образовательных программ;
г) увеличение сроков
заочного обучения с ориентацией не на количество лет, а на качество
образования;
д) предоставление студенту права на
временную приостановку процесса обучения по субъективным или объективным
обстоятельствам (идея отсроченного обучения).
9. Культивирование
здорового образа жизни в БГУ. В перспективе мы видим свободный выбор студентами
спортивных секций, кружков сообразно их интересам и возможностям. При этом
должна существовать особая
система образовательного стандарта БГУ в этой сфере, ориентированная на
объективные показатели физического развития и здоровья, а не на тесты
спортивных достижений. Одно дело физическое здоровье студентов и
преподавателей, и другое - победы на спортивных площадках.
10.
Превращение университета в "свободную интеллектуальную зону", т.е.
создание особой культурно-образовательной среды, поддерживающей своеобразный
"дух вольнодумства", атмосферу интеллектуального риска, творческого
созидающего действия. В этом контексте БГУ можно рассматривать как экспериментальную
площадку инновационных социальных отношений и форм общественной практики.