Издания Центра проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

 

УДК 378
ББК .74.58 У90

 

Учебное знание как основа порождения культурных форм в университетском образовании

 

Материалы научно-практ. конф. (Минск, 14-15 ноября 2000 г.)

Центр проблем развития образования БГУ

Под ред. М. А. Гусаковского.

Мн.: ЗАО "Пропилеи". 2001.- 360 с.

 

В сборник материалов включены тексты выступлений, материалы докладов и статьи участников научно-практической конференции "Учебное знание как основа порождения культурных форм в университетском образовании" ("Учебное знание. Университет. Культура").

Содержание обсуждений затрагивает актуальные проблемы философии, теории, социологии, методологии высшего образования.

Сборник предназначен для преподавателей высшей школы, ученых, аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, методистов и специалистов аппарата управления сферы образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие (с. 7-9)

Философия образования

 

Д.Робертс. Европейский университет: вопросы и дилеммы (с.10-20)
О.В.Долженко. Образовательное знание на пороге третьего тысячелетия (с. 21-38)
Н.И.Латыш. Сущность и основные направления развития современного гуманитарного знания (с. 39-46)
Н.И.Левко. Мыследеятельностный и социально-педагогический подходы к реализации культуротворческой парадигмы (с. 47-59)
Т.Н.Буйко. Основания учебного знания в поликультурном контексте: поиски философии образования (с. 60-73)
Н.С.Семенов. Образование: нормативность и рациональность (с. 74-78)
В.Г.Бондарев. Общенаучное знание в обновлении образования: холистско-синергетический подход (с. 79-90)
С.А. Крупник. Сравнительный анализ гуманитарного и естественнонаучного знания в педагогике. Проблема подходности. (с. 91-95)
Н.Э.Бекус-Гончарова. Образование в контексте идентификационных процессов (субъект образования как следствие концептуальной рамки) (с.96-103)
Н.Л.Евдокименко. Проблема иного в пространстве современного знания (с. 104-112)
А.А.Меликян. Этика воспитания и мораль образования (с. 113-118)
К.В.Лядская. Понятие образования в историческом и герменевтическом аспектах (с. 119-122)
Е.Ю.Смирнова. Знание и власть сквозь призму "дискурса" (с. 123-130)

 

Cоциология образования


С.В.Костюкевич. Университет и его роль в подготовке интеллектуалов: размышления о массовости и элитарности (с. 131-144)
В.Е.Лявшук. Университет на рынке образовательного знания: эволюция структуры и технологии (с.145-156)
А.В.Харченко. Апология традиционных методов обучения в современной системе высшего образования (с.157-161)

 

Педагогика. Культурология образования


В.А.Тюрина. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе решения познавательных задач (с. 161-171)
В.И.Турковский. Педагогическое знание студентов университета как фактор становления личности педагога-исследователя (с. 171-177 )
Е.И.Федоренко. Формирование выводных знаний и логических умений студентов (с. 177-186)
Т.И.Краснова. Формы знания - содержание образования - формы коммуникации (с. 187-194)
Л.А.Ященко. Традиция как способ конституирования авторитета в научном и социальном мышлении (с.195-198 )
Е.Н.Артеменок. Влияние эстетизации образовательной среды на формирование структур субъективности студента (с. 199-207)
С.М.Остроумова. Образовательный минимум (с. 208-211)
Е.В.Терещенко. Конструирование учебного знания в системе непрерывного экологического образования (с. 212-217)

 

Образование в контексте естествознания


А.Н.Исаченко. Учебное и образовательное знание в информатике (с. 218-224)
А.Н.Братенникова, Е.И.Василевская. Воспитывающий смысл химических знаний (с. 225-232)
Г.А.Гачко, Н.М.Попко, Л.Н.Хуторская, А.В.Хуторской. Взаимосвязь знаний и умений в подготовке специалиста-физика (с. 233-243)
Н.В.Михайлова. Методологические проблемы теоретической математики: три философских аспекта (с. 243-154)

 

Технологии в образовании


Л.Г.Титаренко. Современные технологии в обучении социальным дисциплинам (с. 255-260)
А.П.Клищенко, В.И.Шупляк. Концепция структуры и содержания учебников и учебных пособий по астрономии в вузах (с. 261-265)
В.Н.Бибило. Концептуальные подходы в определении структуры современных учебников для студентов юридических высших учебных заведений (с. 266-268)
А.А.Гусак, Е.А.Бричикова. Образовательное знание и концепции современного учебника высшей математики (с. 269-274)
В.А.Лиопо, Н.В.Матецкий, А.В.Никитин. Современные образовательные технологии. Учебные компьютерные задания как элемент формирования образовательной среды. (с. 275-281)
В.В.Шлыков. Формула наглядности В.Г.Болтянского и концепция дополнительности в геометрическом образовании (с. 292-298)
Н.И.Миницкий. Историческое учебное знание: проблемы конструирования и представления (с. 292-298)
Н.Н.Кисель, И.А.Медведева. Информационные технологии в процессе формирования учебного знания в философии (с. 299-305)
Ю.Э.Краснов. Концепция "проектного университета" как ответ на ситуацию общецивилизационного кризиса и смены образовательной парадигмы (с. 305-325)
Т.С.Трофимчук, М.Н.Покатилова, Л.А.Раевская. Формирование учебных знаний в процессе непрерывной подготовки в системе "училище-техникум-вуз" (с. 325-332)
А.Д. Король. Технология развития мыслительной деятельности учащегося в учебном диалоге с использованием компьютера (с. 333-341)
А.Д.Криволап. Конструирование социальной реальности в процессе учебной коммуникации при использовании современных образовательных технологий (с. 342-347)
Н.П.Хвесеня. Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии (с. 348-354)

Сведения об авторах (С. 355-358)

 

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА
ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!


Назад

Hosted by uCoz